Боль дочери погибшего солдата

"Всегда храните люди свято солдат погибших имена. Ведь через русского солдата пришла на землю тишина! Сегодня - день воспоминаний. И в сердце тесно от высоких слов. Сегодня - день напоминаний. О подвиге и доблести отцов. Человек живет, пока его помнят".

Я, Иванова (Осинцева) Нина Семеновна, родилась 20 сентября 1938 года. Мой отец Осинцев Семен Дмитриевич родился в 1912 году в д.З-Вагай, Омутинского района, Омской области (ныне Тюменской). После школы окончил училище механизации, работал в совхозе "Вагайский" на ферме "Вагайской" трактористом-комбайнером. Ушел на войну 27 июля 1941 года, мне тогда было 2 года 10 месяцев. Получила мать от него с фронта только три письма. Вот текст последнего, написанного 1 февраля 1942 года: "Здравствуй, дорогая Танюша, целую вас крепко. Пишу под грохот канонады, бьют зенитки, артиллерия и "Катюши". Вторые сутки идут горячие бои, мы заняли несколько населенных пунктов. Враг бежит, упорно сопротивляется. Я здоров и невредим, некоторых своих товарищей потерял, но и враг несет большие потери. Береги, Танюша, нашу дочку. Целую всех". А после пришла похоронка. Отец погиб 11 февраля 1942 года, захоронен в с.Спасское-Лутовиново, Мценского района, Орловской области.

Мама работала всю войну в сельском хозяйстве. Летом бригада женщин косила сено, метала его в стога, зимой возила корм на быках, лошадях для совхозного стада. Я практиче- ски не видела ее дома. Она уходила рано и приходила с работы поздно, благо, жили рядом дедушка и бабушка (родители отца). Я у них и росла. Вся тяжесть работы пала на плечи наших матерей. Сколько выстояли женщины той поры! Война продолжалась. У кого-то отец был убит, у кого-то воевал…

Одни ждали писем и волновались, а в нашем доме на чудо уже не надеялись. Надо было собирать всю волю в кулак и бороться за выживание. Каждая картошина, каждое полено дров доставались с трудом.

Конец войне, возвращаются победители! Здоровые… раненые… безногие… безрукие… но возвращаются. А в нашем доме не откроется неожиданно дверь и отец не появится на пороге. Со всей силой осознавалась невосполнимость потери.

В будущей самостоятельной жизни мне рассчитывать было не на кого: нет поддержки, нет надежного мужского плеча. Я сама сделала свою жизнь, не стонала и не плакала, когда было невыносимо больно и трудно. Жизнь меня закалила, детство было голодным и холодным, без матери осталась в 12 лет, вскоре ушла из жизни бабушка - мать моего папы. Я росла с дедушкой. После 9 класса два года проработала счетоводом в семилетней школе, потом уехала в Свердловск.

Нашла работу по объявлению. Устроилась на ткацкую фабрику в расчетный отдел - счетоводом-расчетчиком и закончила одновременно 10 классов в вечерней школе. Потом поступила на вечернее отделение филиала Московского финансово-экономического института. Днем - на работе, вечером - на учебе. С марта 1962 и до ухода на пенсию в 1993 году работала в совхозе "Вагай- ский". Имею удостоверение "Ветеран труда". Работала в качестве счетчика в г.Свердловске по переписи населения, за что в 1959 году получила благодарность Совета Министров СССР.

В 1979 году с младшим сыном ездила на место захоронения отца в Орловскую область. У мемориала семь плит с фамилиями, именами убитых солдат. Тогда, склонившись над ними, я говорила тебе, дорогой мой человек: "Прости, что так много выпало на твою судьбу лиха: свинца и пороха, голода. Прости, что из-за своего малого возраста не могла с тобой поговорить тогда по-дочернему, вы- слушать и утереть скупые слезы солдата, понять, что пришлось испытать в той страшной войне. Сейчас мне уже 76 лет. Приближается праздник Победы! Но это все без тебя. Спасибо, родной, за то, что у меня есть жизнь, дети, внуки, правнуки! Спасибо и прости!"

Мы, дети-сироты Великой Отечественной, по-настоящему ужас войны осознали не тогда, когда голодали и получали письма с фронта и похоронки. Почувствовали его после победы, когда вместе с радостью ощутили и ее боль. С потерей отца пошли прахом все надежды. Казалось, рухнула сама жизнь. Я не получила любви отца, чувства защищенности. Росла, как трава в поле, и никогда не произнесла слова "папа". Никогда. И те, кто этого не испытал, не поймут, каково быть сиротой.

Из моих родственников ушли на фронт и не вернулись:

брат дедушки - Осинцев Алексей Лукич - 1902 года рождения, погиб в ноябре 1942 года;

брат дедушки - Осинцев Григорий Лукич - 1907 года рождения, пропал без вести в 1945 году;

брат мамы - Матвеев Алексей Никитич - 1907 года рождения, погиб в июле 1941 года:

мой папа - Осинцев Семен Дмитриевич - 1912 года рождения, погиб в феврале 1942 года.

дочь Н.Иванова, с.Вагай

Поделиться: