Творчеством согревает души

Ежедневно в Омутинскую детскую школу искусств спешат десятки детей, где их ждет преподаватель ИЗО Анастасия Викторовна Осташова. Ко всем она относится трепетно. Не скупится на похвалы. Делает замечания и готова подсказать, как исправить недочеты. Она открыта к экспериментам: на уроках показывает ребятам видеосказки, мультфильмы. Так, во время нашего разговора, дети на память рисовали Деда Мазая и зайцев. Педагог водит учеников на пленэры не только писать этюды, но и учиться замечать прекрасное вокруг. Три года назад с группой воспитанников побывала в Крыму, где юные художники рисовали, расположившись на берегу Черного моря. На уроках Анастасия Викторовна говорит об истории ИЗО, долге, чести, любви к Родине.

В сентябре нынешнего года исполнится десять лет, как А.В.Осташова пришла работать в Школу искусств. За эти годы она приняла участие в нескольких десятках конкурсах, где становилась обладателем множества наград.

В 2018 году она стала дипломантом областного конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования "Сердце отдаю детям", посвященного 100-летию государственной системы дополнительного образования в России.

Но настоящая гордость педагога - награды ее воспитанников, с которыми Анастасия Викторовна проводит занятия по рисованию и прикладному творчеству. Дети осваивают карандаш, акварель, гуашь, а также ткут, валяют из шерсти, лепят из теста, глины, скульптурного пластилина. Многие ее воспитанники поступили в институт культуры.

- Преподаванием я стала заниматься не сразу, - рассказывает Анастасия Викторовна. - Родилась и училась в поселке Батагай Якутской АССР. Рисую с четырех лет. Мои родители по профессии геологи. Мама и папа хорошо рисовали. Отец по кости отлично резал. Из-за отсутствия учителя в школе не преподавался урок ИЗО - в аттестате по этому предмету стоит прочерк. По этой причине не пришлось поступать в художественный вуз. Пошла осваивать специальность "Учитель географии и биологии". На четвертом курсе вышла замуж. Появилась дочь, еще через год - сын. Пришлось учебу отложить в долгий ящик. Трагическая смерть мужа стала причиной переезда в 2000 году на родину отца - в Омутинское. Детям то- гда было три и четыре года. Пришлось начинать все заново. Чтобы содержать семью, в лихие 90-е стряпала в пельменной пирожки, пекла торты. Денег не хватало. Даже на некоторое время пришлось поехать кашеварить вахтовым методом на судно технического флота - земснаряд. В 2006 году, трудясь воспитателем в Социально- реабилитационном центре для несовершеннолетних, поступила на заочное отделение в Шадринский педагогический институт. В 2011 году получила специальность "Учитель ИЗО", о которой мечтала с детства.

- Что нравится вам в вашей профессии?

- Свобода творчества. Конечно, есть стандарты, но мы вольны в темах. Лучше профессии, чем моя, я не вижу.

- Какими навыками и качествами должен обладать преподаватель Школы искусств?

- Искренней любовью к детям. К каждому из них нужно подбирать ключик методом проб и ошибок. Нельзя думать, что "я могу все и мой профессиональный опыт высокий". Наоборот, необходимо его постоянно повышать.

- На интернет-ресурсах можно увидеть много разных методичек по рисованию. Как вы к ним относитесь?

- Живое общение нельзя заменить интерактивным. В момент творчества, пусть даже по учебному пособию, у ребенка возникают вопросы. Чем быстрее он получит ответы на них, тем больше шансов на сохранение интереса к рисованию.

- Какие качества вы цените в учениках?

- Трудолюбие. Без него никуда! Если человек потенциально ленив, он ни на шаг не продвинется вперед. Нельзя научиться рисовать, сотворив лишь одну картину. Некоторые ребята работают не только на занятиях, но и дома берут в руки кисти.

Еще мне нравится нестандартность мышления, которую дети проявляют в своем творчестве.

- Как выявить у ребенка склонность к рисованию?

- Если ваше чадо занято карандашами, фломастерами, красками, это один из первых сигналов, что ему нужно идти в Школу искусств. Если немного одарен и работоспособен, из него получится художник. Если ребенок еще и трудолюбив - сможет стать гением. Таким, например, как Суриков, Репин, Серов. Когда Илье Ефимовичу Репину говорили: "Вы очень талантливы!", он отвечал: "Нет, я просто очень трудолюбив".

Дети Анастасии Викторовны живут в Тюмени. Дочь пошла по маминым стопам, она заканчивает обучение по специальности "Художник-живописец". Сын в конце прошлого года подарил внучку. А.В.Осташова живет с мамой в доме, который старается внутри декорировать своими руками.

2012-й год - диплом лауреата третьей степени конкурса профессионального мастерства "Призвание - педагог 21 века"; 2013-й - диплом лауреата первой степени областного конкурса "Лучший преподаватель ДШИ Тюменской области"; 2014-й - лауреат конкурса "Лучший работник муниципального учреждения культуры, расположенного в сельской местности", диплом победителя районного конкурса общественного признания в области культуры и искусства "Признание - 2014", 2016-й - лауреат второй степени областного конкурса профессионального мастерства за сохранение традиций тюменской росписи по дереву; лауреат международного инклюзивного фестиваля-конкурса "Алтын Майдан Крым".

Т. Некрасова Фото А. Саутиева

Поделиться: