Оставили сердце на подмостках

По инициативе районного совета ветеранов был организован круглый стол, посвященный Году театра. На него получили приглашение актеры и режиссеры Омутин- ского народного театра, в разные годы задействованные в постановках. На встрече звучали воспоминания о запомнившихся ролях и спектаклях, товарищах по сцене, участники рассказывали о значении театра в их жизни, делились мыслями о том, как возродить в селе искусство Мельпомены.

Звание "народный"

Разговор начался с театральных истоков, когда 19 июня 1959 года решением исполкома Райсовета "в целях развития художественной самодеятельности, поднятия культурного уровня и коммунистического воспитания трудящихся" на базе драматического кружка районного Дома культуры был создан Омутинский самодеятельный театр. Его первым режиссером стал директор РДК Семен Иванович Лыков. В первый актерский состав вошли Г.Н.Лутошкин, Н.В.Тигеева, Т.В.Жукова, Э.И.Кармишина, А.Г.Ферапонтов, Ю.Г.Клабуков, А.Е.Шестаков, А.В.Сосновцев и другие талантливые жители села.

"Барабанщица", "Стряпуха", "Мать своих детей", "Чужой ребенок", "Камень-птица" - только за первый год работы театр поставил 60 спектаклей, которые посмотрели около семнадцати тысяч зрителей. За постановку спектакля по пьесе М.Горького "Васса Железнова" в 1961 году Омутинский театр был удостоен звания "народного".

В год 60-летия любимого театра участники круглого стола с интересом и ностальгий рассматривали фотографии прошлых лет, узнавали знакомые лица, спешили поделиться оставшимися в памяти яркими эпизодами театральной жизни.

Лидия Ивановна Самсонова:

- Впервые увидела театр в Омутинке лет в пятнадцать и сразу влюбилась в сцену. У меня было такое желание туда попасть! Но казалось, что это очень трудно. Кумиром для меня стала директор РДК Анна Петровна Светлакова, которая играла в спектаклях. Захотелось пойти по ее стопам, и я добилась этого. Окончила культпросвет, поработала художественным руководителем Дома культуры в Бурятии. После возвращения в родное село устроилась в отдел культуры, где заведующим тогда был Путинцев Яков Георгиевич. В этот период я познакомилась с прекрасным режиссером Семеном Ивановичем Лыковым, который пригласил меня в театр. Я была такая счастливая, хотя и чувствовала неуверенность: смогу ли с какой-то ролью справиться?! Сначала мне давали стихи, сценки небольшие. Первый серьезный спектакль - "Нечистая сила". Потом были "Стряпуха замужем", "Когда цветут сады" и другие. Вспоминаю, как прекрасно играли Юрий Константинович Кравченко, Эмилия Ивановна Кармишина, Анна Петровна Светлакова. Их нет в живых, но в памяти они остались. В 78-м году ездили с "Вассой Железновой" в Тюмень на областной смотр театральных коллективов. Затем в Киров на всероссийский конкурс, где нас встречали хлебом-солью. К слову, в "Нечистой силе" мне посчастливилось играть дважды: в двадцать пять лет и уже в бальзаковском возрасте. Довелось поработать не только с Лыковым, но и со сменившим его Григорием Николаевичем Лутошкиным, который относился к актерам не так строго, и с ним было легко работать. По семейным обстоятельствам мне пришлось уйти из народного театра, но он навсегда остался в моем сердце. Театральный опыт помог в работе в дошкольном образовании. Мы ставили в детском саду сценки, показывали сказки в Доме культуры.

Будучи заведующей, старалась привить воспитателям любовь к театру. Радостно и приятно на душе, что они продолжают эту традицию. Любовь к театральному искусству у меня осталась до сего времени. Если еду в Тюмень, обязательно стараюсь сходить на спектакль.

По словам бывших участников театра, в постановках были заняты все работники РДК, инспекторы отдела культуры, но основной состав труппы составляли привлеченные артисты. На премьерах первые ряды в зале занимало начальство начиная от первого секретаря райкома партии. Событие каждый раз освещалось районной газетой.

Актер - звучит гордо

Леонид Михайлович Чешков отметил, какое уважительное отношение было к актерам театра в районе. Руководители могли даже отпустить с работы в день генеральной репетиции или выездного спектакля.

- Я в совхозе "Прогресс" водителем работал, - говорит Леонид Михайлович. - Анатолий Митрофанович Петров директором был. В контору звонят, если меня найти не могут, он обязательно передаст: "Не забудь, вечером на репетицию". Относились серьезно тогда к этим делам. Начинал я играть с роли немца. Вторая роль была в "Дубравушке", где мы, комсомольцы, боролись с кулаками. Помню, на одном из спектаклей Саша Фатеев так вошел в образ, что мне с размаху гитарой - хлесть в лоб. Все актеры встали и молчат.

Выступали мы в театре в Тюмени, телевидение нас снимало. Объехали все дома культуры города со спектаклями. Самая значимая роль для меня в пьесе "Я это ты", которую мы показывали в Шабановском Доме культуры. Приехал секретарь райкома партии Рогачев Валентин Павлович, секретарь обкома партии Лутошкин Геннадий Дмитриевич.

Готовились к спектаклям всегда тщательно. Бывало, на репетиции приезжали наши наставники из Тюменского Дома народного творчества, делали замечания. Нашими кумирами были Нина Павловна и Валерий Павлович Южаковы.

- Южакова - это наше все, - включается в разговор Наталья Павловна Еремеева, запомнившаяся омутинцам не только как заведующая отделом культуры, но и как прекрасная актриса. - Нина Павловна привозила к нам режиссера из театра Вахтангова, он играл Петра Мелехова. Тот у нас в Омутинке неделю жил. Мы были со спектаклем в Свердловске и других городах.

Признаюсь, в театр я попала совершенно случайно. Работала на авторемзаводе мастером по сборке ГАЗ-69. Приходит Лутошкин и говорит: "У нас уехала в отпуск исполнительница роли Володьки, приходи попробуй сыграть". Я отказалась поначалу. Потом вызвали в райком комсомола и сказали: "Надо!" В тот период в театре был мощный коллектив. Одна Анна Пе- тровна Светлакова с вечной беломориной чего стоила. Это глыба! Она умела себя подать: в Макаенке украшала спектакль и, конечно, Васса из нее получилась замечательная. Нас отправили с "Вассой Железновой" на всероссийский фестиваль. Там отнеслись к нам благосклонно. Подарили всем дымковские игрушки. Мы за этот спектакль получили награду, а я диплом в присутствии секретаря обкома по идеологии города Кирова и товарищей из Москвы. После спектакля был круглый стол, где разбирали постановку. Южаков Валерий Павлович, как сейчас помню, с юмором говорит: "Ну а это Еремеева Наталья Павловна - она у нас самый молодой завотделом культуры по Тюменской области. В этом спектакле Наталья свет Павловна создала проникновенный образ полудурка". Я сочла это за похвалу. Статья вышла с восторженным отзывом в "Кировской правде". Хороши были в этом спектакле все. Из труппы я бы особенно отметила Ферапонтова Александра Георгиевича. На мой взгляд, это был великий актер. Если бы он жил не в Омутинке, а в Москве, сейчас был бы во всех учебниках по театральному искусству.

Авторитет у нас, актеров народного театра, был большой. Нас просто на руках носили. После каждого спектакля я была звезда на заводе. Люди приходили, спрашивали лишний билетик. На премьеру попасть было невозможно.

Сергей Дмитриевич Юдин:

- В театре я оказался благодаря Валерию Дмитриевичу Шалабодову. Работал секретарем комсомольской организации в Ситниково, а потом по путевке райкома комсомола был направлен в отдел внутренних дел на офицерскую должность. Шалабодов встретил меня однажды и говорит: "Слушай, приходи в театр, роль тебе найдем". Я отвечаю, мол, времени-то нет, и ночами работаем. В итоге все-таки пришел. Режиссером был Лутошкин Григорий Николаевич. Молодежь в труппе я знал, так как школу заканчивал в Омутинке. Меня ввели в спектакль "Как я отдыхал", его ставили в 69-70 годах. Играли Шалабодовы Валерий и Иван, Фатеев Александр и Ферапонтов Александр. Благодаря им держалась дисциплина. Все ответственно относились. Хоть роль у меня была и небольшая, но загорелся, понравилось. Следом постановка "Четыре креста на околице, или Десять суток за любовь". Это спектакль про адвокатскую контору. Роль одного адвоката играл Валерий Дмитриевич Шалабодов, вто- рого - Григорий Николаевич. По сюжету они давали советы о разводе одной супружеской паре. У меня была роль старшины милиции. Насколько помню, с этими спектаклями мы ездили в Юргинский, Голышмановский, Армизонский районы. Потом меня назначили инспектором по Юргинскому району. Дорог асфальтированных не было, приходилось подолгу добираться до места, поэтому времени на театр не хватало. Хотя я и был занят всего в нескольких спектаклях, для меня это стало какой-то отдушиной в повседневной жизни.

Мечта сбылась

Светлана Викторовна Зазимко:

- С детства обожала сцену. В школе участвовала в художественной самодеятельности, посещала драмкружок. Мы инсценировали сказки, мультфильмы. Помню, играли веселых пиратов из "Бременских музыкантов". После спектакля ребята, завидя меня, кричали: "Вон разбойница идет!" Я чувствовала себя в центре внимания. Со школьной скамьи мечтала стать режиссером театра, это было на втором месте после журналистики, на третьем - учитель русского языка и литературы. И так сложилась судьба, что я все эти профессии испробовала. Когда вышла в самостоятельную жизнь, продолжала участвовать в районной агитбригаде, ездила по полям и в театре играла. Мне повезло принять участие в спектакле "Васса Железнова", с которым мы выступали на всероссийском конкурсе в Кирове. У меня была хотя и не главная роль - служанки, но она запомнилась. Нравилась роль матери, провожающей сыновей на войну, в спектакле "Я всегда улыбаюсь" Якова Сегеля. Режиссером была Анфиза Михайловна Бетехтина. Не помню подробностей, но спектакль был о любви, войне и весне. Театр для меня это все. Кажется, предложи сейчас роль, и я с удовольствием бы вышла снова на сцену.

В следующих номерах газеты своими воспоминаниями об Омутинском народном театре поделятся другие участники круглого стола: Анфиза Михайловна Бетехтина, Валентина Никитична Васильева, Артур Бесланович Саутиев.

А. Пайвина Фото А. Саутиева

Поделиться: