Наперекор судьбе

Бывший воспитанник детского дома Валентин Бычин вспоминает прожитые годы

У Валентина Ивановича Бычина почти полвека трудового стажа

В одном из номеров "Сельского вестника" мы рассказали о судьбе жительницы с. Омутинское Зинаиды Павловны Соловьевой, которая рано осталась без матери и испытала все тяготы сиротского детства. Эта история получила продолжение. После выхода материала с ней связался односельчанин Валентин Иванович Бычин, также выросший без родителей.

Сирота

- Прочитал в газете про Зинаиду Павловну и пошел к ней в гости, познакомиться, - рассказал в беседе с журналистами пенсионер. - Интересно было вспомнить о прошлом с тем, кто был в тех же детских домах, знает, что такое голодные дни. Я родился в 39-м в селе Кротово Аромашевского района, а в 1941-м - война. С двух лет путешествовал по детским домам. Кротовский, Малиновский в Аромашево, в Ялуторовском санаторном детдоме был два раза, еще в Тюменском и Ишимском.

Валентин Иванович не знает родителей. В метриках записаны только их имена - Иван Бычин и Авдотья Карелина. Он смутно помнит, как в детдом приходил муж- чина, представившийся другом отца.

Встреча с родней

Еще одна неожиданная встреча произошла, когда воспитаннику Малиновского детского дома исполнилось двенадцать. Вместе с товарищами он в свободное время отправился на прогулку. Как обычно, ребята пошли поглазеть на ближайшую дорогу.

- В то время техники не было никакой, ни тракторов, ни автомобилей, - мысленно возвращается в прошлое Валентин Иванович. - А тут смотрим - машина, ну мы, мальчишки, решили прокатиться, подцепились и в кузов залезли. Там женщины сидят. По ягоды ехали или на работы, не знаю. Одна из них в шутку с меня кепку сдернула. А другая говорит, отдай ему кепку - это мой племянник! Оказалось, тетушка моя родная, они с умершей матерью были сестрами-двойняшками. Так и узнали мы друг друга. Потом ее муж, он шофером был, заехал в детдом, взяли они меня на лето. Голод в послевоенное время был жуткий, самим бы прокормиться. В общем, осенью вернулся снова в детский дом.

Санаторный детский дом

Остался в памяти Валентина Ивановича и Ялуторовский детский дом, который располагался в доме декабристов. Рядом с деревянным зданием находился Дом слепых.

- Я маленький был, истощенный, поэтому два раза меня отправляли в санаторный детский дом, там лучше кормили. Сейчас люди даже не представляют, как трудно мы жили. Война, потом разруха. Каша из сечки да картошка - вот и вся еда. Гречки, риса не было. После войны стали рыбий жир давать.

По словам ветерана, в детских домах раньше долго не держали. Четырнадцатилетним пареньком его на лошади отправили в аромашевский промкомбинат - учиться на столяра.

- Чуть с голоду там не по- мерли, - вспоминает ветеран. - Давали полбулки хлеба на сутки и все. Буханка сырая, тяжелая. Жили в комнатке в конторе. В рабочую смену мастерили табуретки да столы.

Во взрослую жизнь

Рядом с промкомбинатом бригада омутинского Водстроя делала скважину. Иван подружился с мужиками, то инструмент им поднесет, то в магазин за махоркой сбегает, глядишь и покормят. Те предложили старательному пареньку устроиться к ним на предприятие. Долго не раздумывая, парень собрал нехитрые пожитки - выданное в детдоме старенькое байковое одеяло и новый костюм ремесленного училища. Распрощался с промкомбинатом и пошел из Аромашево в Омутинку. По пути ему встретилась полуторка.

- Тогда если в сутки одна машина пройдет и то ладно, - говорит Валентин Иванович. - А тут такое везение! Дело было в августе. Водитель и его напарник говорят: "Мы пару часов отдохнем, а ты нам ягод пособирай, потом разбудишь". Одним словом, довезли меня до места. Пошел в Водстрой устраиваться, я еще заикался здорово. Начальник посмотрел с сомнением: "Ты худенький какой-то!" Я сильный, говорю. Он расхохотался и принял меня.

Остров Наргин

Из Водстроя Валентин Бычин ушел в армию. Тяжелое детство сказалось на здоровье, но новобранцу снова улыбнулась удача. Служить ему довелось на небольшом каменном острове Наргин в Каспийском море, в десяти километрах от Баку. Дышали морским воздухом, почти как на курорте, шутит он.

Дослуживать его направили в Махачкалу.

- Мы три года служили, - поясняет он. - Пришел домой, зиму прожил и меня еще на два месяца забрали на переподготовку. Зенитные войска на тот момент перевооружали ракетами, нужно было получить соответствующие знания. Школа ракетчиков находилась в Даурии, на китайско-монгольской границе. Все проходило в обстановке секретности. Преподаватель заходил в класс и двери закрывал на замок.

После армии Валентин Иванович встретил свою вторую половину. Вместе с женой Антониной Васильевной они воспитали двоих сыновей Олега и Евгения. За свою трудовую биографию ветеран трудился буровым мастером, занимался сооружением шахтных колодцев; был токарем на авторемзаводе. В 1965 году устроился шлифовщиком в Сельхозтехнику, где проработал до выхода на заслуженный отдых.

- Работа шлифовщика требует большой точности, - делится Валентин Иванович. - Привезут на ремонт двигатель. Его моют, разбирают, коленчатый вал шлифуют. Допуск до полутора сотых миллиметра, постоянно с микрометром в руках. За хорошую работу меня грамотами награждали. Два раза по профсоюзной путевке был в Сочи, один раз - в санатории в Тюмени. В 76-м году премировали "Жигулями". Общий стаж у меня 49 лет и 8 месяцев, с 1954 года.

Глава семьи

Всю жизнь Валентин Иванович вел активный образ жизни: занимался спортом, увлекался охотой и рыбалкой. Потому, по его словам, и дожил до преклонных лет. Сегодня у него взрослые сыновья, двое внуков и две правнучки. Он не любит вспоминать о своем детдомовском детстве. Глава семьи рад, что его близких обошли горе и переживания, которые выпали на его долю. Несмотря на тяжелейшие испытания судьбы, он сумел встать на ноги, создать хорошую семью и заслужить уважение коллег.

Сколько же силы духа оказалось в щуплом пареньке, не- знавшем домашнего очага и поддержки родителей. Трудолюбие и терпение, умение выстоять в любых обстоятельствах - это тот внутренний стержень, который присущ старшему поколению, закаленному военным детством.

3 марта, Валентину Ивановичу исполняется 83 года. Мы желаем ему здоровья и долгих лет жизни, не терять бодрости и оптимизма.

Анжелика Пайвина Фото Артура Саутиева

Поделиться: