Владимир Сергеевич Пономарев, главный инженер ООО Сп "Ситниковское", с 17 по 23 ноября принимал участие в семинаре по обмену опытом на тему "Структура и перспективы развития дуальной системы профессионального образования в Германии". Он проводился в образовательном Центре "DEULA-Нинбург" и на обучающем предприятии Бернда Трумана в г.Гаддау. Одна из тем, которые обсуждались - подготовка мастера-наставника на сельскохозяйственном предприятии.
Как рассказала Галина Николаевна Усольцева, заведующая учебной частью Омутинского отделения Заводоуковского агропромышленного техникума, дуальное образование - это вид профессионального образования, при котором практическая часть подготовки кадров проходит на рабочем месте, а теоретическая - на базе образовательной организации. В результате его внедрения должны повыситься квалификация кадров, престиж рабочих профессий, а также инвестиционная привлекательность региона. В Германии очень развита эта система. В нашей области она внедряется уже третий год, в Омутинском отделении ее начали вводить только в этом учебном году по профессии "Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве". Заключены договоры с ООО Сп "Ситниковское", ООО "Бизон" и ООО "Энергострой". С этими предприятиями будут согласованы виды производственных работ, по которым студенты начнут обучаться на рабочем месте. Летом 2017 года планируется набор по профессии "Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка".
- Если раньше студенты техникума в течение года проходили практику на предприятии около месяца, то сейчас планируется как минимум 50% времени отводить на практические занятия, - рассказывает Владимир Сергеевич. - В Германии, чтобы получить среднее специальное образование, учащиеся один год обучаются в образовательном учреждении и два года проходят практику в хозяйствах, связанных с растениеводством и животноводством. Наша группа состояла из 11 человек, в том числе девять специалистов агропромышленного комплекса различных районов юга области. Мы жили и учились в школе по переподготовке кадров, ее направление - растениеводство. Она оснащена новейшей техникой, на которой тренируются студенты. Слушали лекции о том, как у них организована эта система образования, побывали в разных хозяйствах - молочного направления и выращивания телок, в хозяйстве, которое занимается откормом бычков, а также которое выращивает картофель. Больше показывали животноводство, а мне хотелось увидеть, как выполняются работы по растениеводству. Но в ноябре поля были убраны и обработаны. Посмотрели только, как сортировали убранный урожай картофеля при помощи новейшего современного сортировального оборудования с фотоэлементом, которого еще нет в Тюменской области. За 1 час оно сортирует 7 тонн картофеля и управляется одним человеком.
В основном сельскохозяйственные предприятия Германии специализируются на одном направлении сельхозпроизводства. Если фермер занимается животноводством, то корма сам не заготавливает, это делают специализированные бригады. Он только контролирует процесс. На всех крупных предприятиях имеются газовые биологические установки для переработки навоза и получения электроэнергии. Это выгодно для хозяйств - они получают дополнительный доход. Кроме этого, полученные удобрения можно вносить на поля.
- Впечатления от поездки большие. Там все по-другому, - отметил Владимир Сергеевич. - Очень хорошо организован процесс производства. Все автоматизировано и отлажено до мелочей. У людей совсем иной подход к работе, они знают что делать, их никто не подгоняет. Понравился порядок во всем. Созданы все условия для того, чтобы в хозяйстве работали квалифицированные кадры. Интересен тот факт, что любой фермер один раз в год должен неделю провести в школе с целью профориентации. Там человек не имеет права унаследовать бизнес, если у него нет специального образования, его не допустят до управления сельскохозяйственным предприятием.
В своей работе Владимир Сергеевич применил бы распределение трудовых ресурсов.
- Например, на 200 голов КРС дойного стада закрепить только две доярки, - говорит он. - Для этого, конечно, потребуется дополнительное вложение средств. В Германии, когда перешли на автоматизированную систему доения без присутствия человека, увеличились надои молока на 4-5 литров, так как у коров не стало стресса.
Полученный опыт на стажировке, несомненно, должен положительно отразиться на более эффективной подготовке кадров и на стремлении применять полученные знания для развития своего хозяйства и экономики региона.
Т. Гусарева Фото автора