Подростковая преступность снижается. Расслабляться рано

В январе в базовых образовательных учреждениях района состоялись расширенные педагогические советы на тему межведомственного взаимодействия по профилактике преступности и суицидального поведения среди несовершеннолетних.

 


Обсудить насущные проблемы на педсовет, проходивший в Вагайской СОШ, собрались в том числе педагоги филиалов - Окуневской и Ю-Плетневской СОШ. В обсуждении также приняли участие заместитель главы Омутинского района по социальным вопросам Галина Александровна Осинцева, начальник отдела образования Наталья Олеговна Вандышева, инспектор по охране детства Евгения Николаевна Гебель, специалисты органов системы профилактики.

 


Анализ преступности учащихся образовательных учреждений за 2016 год озвучила заместитель председателя Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Татьяна Федоровна Фоминых. За прошедший год несовершеннолетними было совершено 12 преступлений (2015г. - 18). В основном это нанесение легкого вреда здоровью, побои, кражи. Впервые за двадцать лет подростками совершено одно убийство. Правонарушителей 14 чел., из них учащихся 12. Шесть человек совершили преступле- ния в группе со взрослыми или сверстниками.

 

Несмотря на то, что уровень преступности среди несовершеннолетних в 2016 году снизился, расслабляться не стоит, - подчеркнула Татьяна Федоровна. Необходимо обратить внимание на учащихся, совершивших повторные правонарушения. Своевременно выявлять группы противоправной направленности, разобщать их, переориентировать на хорошие, полезные дела. Больше работать на опережение - с начальных классов и мелких проступков.

 


Наблюдается значительное снижение преступности в отношении несовершеннолетних: 2014г. - 40 случаев, 2015г. - 30, 2016г. - 18. Зарегистрированы побои с нанесением легкого и тяжкого вреда здоровью, кражи, вымогательства. Выявлен один половой контакт с лицом, не достигшим 16-летнего возраста. В школах рекомендовано провести встречи учащихся и родителей с медиками, с целью объяснить последствия и ответственность за совершение данных противоправных действий.

 


Следует больше просвещать несовершеннолетних, разъяснять законодательство, - уверена заместитель главы района Г.А.Осинцева. Пока не все осо- знают меру ответственности за противоправные действия. Нужно с малых лет объяснять детям: взял чужое - это воровство. Научить контролировать свои эмоции, поступки, не решать вопросы физической силой. Педагоги должны реагировать на проявление агрессии у ребенка, подключать психологическую службу. Галина Александровна предложила учесть эти моменты в плане воспитательной работы по профилактике правонарушений.

 


В соответствии с решением Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Тюменской области в школах района организована профилактическая работа с несовершеннолетними и их семьями. Классными руководителями проводятся индивидуальные беседы с родителями для выявления обучающихся, требующих дополнительного педагогического и социального сопровождения. Как сообщила начальник отдела образования Н.О.Вандышева, в 2015 году было опрошено 1495 семей, выявлено 113 таких подростков. Из них 65 ранее не стояли ни на одном виде учета. Педагоги столкнулись со следующими проблемами: "недостаточное или полное отсутствие контроля за ребенком со стороны родителей"; "плохая успеваемость"; "несовершеннолетний легко нарушает запреты".

 


В течение 2016 года методисты отдела образования выезжали в школы, знакомились с планами индивидуальной работы с выявленными учащимися, давали необходимые консультации классным руководителям, социальным педагогам, заме- стителям директоров по воспитательной работе. В итоге удалось решить проблемы в 69 случаях. Н.О.Вандышева отметила, что в отдельных коллективах работа проводится формально. В некоторых школах вместо бесед с родителями было проведено анкетирование. Для оказания помощи учащимся редко привлекаются специалисты системы профилактики. Начальник отдела образования рекомендовала устранить эти замечания в текущем году.
Участники расширенного педсовета обсудили технологии профилактики и преодоления суицидального поведения в подростковой среде. Это еще один вызов современности, на который должны эффективно реагировать органы систе- мы профилактики. Особая ответственность, по мнению Г.А.Осинцевой, ложится на педагогов, которые наблюдают детей в течение дня. Они могут первыми заметить изменения в психике ребенка, наличие у него семейных проблем.
Сегодня Российская Федерация занимает первое место в Европе по количеству самоубийств среди детей и подростков. Тем не менее с 2014 года в стране наметилась тенденция по их снижению. Показатель Тюменской области в пять раз ниже общероссийского, - проинформировала специалист отдела образования Марина Вячеславовна Зимина. В 2016 году в регионе был зарегистрирован 71 случай суицида.

 

Суицидальные попытки в 3,5 раза чаще совершают девочки, а завершенных суицидов в 2,5 больше у мальчиков. Самым опасным возрастом считается период от 15 до 17 лет, именно на него приходится 70 процентов случаев. Среди способов ухода из жизни подростки чаще выбирают отравление медикаментами, самопорезы. Также имеют ме- сто повешение, падение с высоты, транспортные самоубийства, огнестрельные ранения. Мотивом для 50 процентов завершенных суицидов является конфликт в отношениях с родителями. 16 процентов - кон- фликты со сверстниками, 10 - смерть близкого человека, 7 - группы в социальных сетях. Отягчающий фактор суицидальных действий подростков в 14 процентах случаев - злоупотребление алкоголем.
55 процентов подростков проживали в полных семьях. 70 процентов семей относятся к категории малообеспеченных.
Участники педагогического совета заслушали выступления школьных психологов о причинах суицидального поведения подростков. Согласно данным Министерства образования РФ, суицидам способствуют свободный доступ к информации, наносящей вред жизни и здоровью; рост мобильной и интернет-зависимости, романтизация самоубийств в средствах массовой информации, музыкальных клипах, кинофильмах, художественных произведениях; высокий уровень тревожности из-за повышенных требований в учебном процессе.

 


По мнению психологов, есть и другие факторы, приводящие к суицидальному поведению. Один из главных - недостаточное внимание к ребенку в семье, отсутствие общения, со- вместного досуга детей и родителей. Как отметил педагог- психолог Вагайской СОШ Евгений Владимирович Володин, подростковый возраст очень сложный. Несформировавшаяся личность, как губка, впитывает любую информацию. Если ребенка не слышат родители, он ищет понимания среди ровесников, в социальных сетях, где его понимают и принимают таким, какой он есть. Излишнее увлечение компьютерными играми приводит к потере чувства реальности, снятия табу со смерти. Ведь в виртуальном мире у игрока в запасе всегда есть вторая жизнь.

 


В молодежной среде процветают потребительская психология, ориентация на удовольствия, деньги. У некоторых детей необоснованно завышенный уровень самооценки, эгоизм, эгоцентризм, праздность, сосредоточенность на собственном "я". Говоря о методах профилактики суицидов, психологи сравнили личность с пустым стаканом, который надо наполнить любовью, дружбой, правильными ориентирами. Необходимо объяснить детям, что жизнь - не только праздник. Бывают и кризисные моменты, которые нужно преодолевать и добиваться цели. Еще одним средством минимизации рисков суицидального поведения является контроль за интернет-сетью. В школах района создаются киберпатрули, в которые входят психологи и неравнодушные педагоги. Их задача - мониторинг сайтов, групп, вызывающих интерес детей и подростков; оперативное принятие мер при выявлении опасного контента.

 

А. Пайвина

Поделиться: