Мы беседуем с Лидией Тимофеевной Никитиной в ее теплом, уютном доме. Она рассказывает и все время повторяет: "Страшно было". События тех далеких военных дней помнит до мелочей.
Родилась и росла Лидия Тимофеевна в большом селе недалеко от города Вышний Волочёк Калининской области. Практически с первых дней войны здесь была прифронтовая полоса. Вот почему уже на второй день ее начала стали все эвакуировать: сельхозтехнику, имущество учреждений, мирное население в тыловые районы страны. Скот угнали в Горьковскую область.
- У меня брат был, Николай, 1923 года рождения, так он сопровождал этот скот, - рассказывает Лидия Тимофеевна. - По возвращении его сразу же за- брали на фронт. Не успел написать нам ни одного письма, погиб под Старой Руссой. А старший, Михаил, воевал под Сталинградом, вернулся домой живым и невредимым. Страшная война была. Мы хоть и в прифронтовой полосе находились, но когда рвались снаряды, окна дрожали, стекла разбивались, заклеивали их бумагой.
Семилетку Лидии Тимофеевне удалось окончить. А потом ее, пятнадцатилетнюю девчонку, отправили на лесозаготовки, вручную заготавливали дрова. Норма - 5 кубометров. Жили в бараках, домой не отпускали.
- Как-то с нашими деревен- скими сбежали, нас было 8 человек, так милиция остановила и вернула обратно, - вспоминает моя собеседница.
А на лето отправляли на торфоразработки на Сеченские болота. Торф был сухой, его мочили и делали брикеты, которые складывали в большие скирды.
Больно было смотреть на женщин и детей, на их непосильный труд.
- Лошадей не было, - рассказывает Лидия Тимофеевна. - Бабы на себе плуг таскали, чтобы вспахать огород. А как мы ждали почтальона. Приедет, нам сводку прочитает. На территории Калининской области боевые действия развернулись в буквальном смысле в самом начале войны.
5 июля враг захватил первый районный центр, г.Себеж. 5 декабря 1941г. началась Калининская наступательная опера- ция.
Все пережила Лидия Тимофеевна и ее односельчане. Голод, холод, тяжелую для детских плеч работу. За это она была награждена медалью "За до- блестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг."
- И так на лесозаготов- ках и торфоразработках до 1947 года, - заключает Лидия Тимофеевна.
В 1949 году она повезла к брату Михаилу маму, а он не отпустил ее назад: "Вместе будем жить". Вот и очутилась она на сибирской земле. Здесь создалась ее семья. Но, как оказалось позднее, война для нее не закончилась.
Однажды приехав домой, сын Игорь, кадровый военный, сапер, как бы мимоходом объявил: "Еду в Афганистан". Лидия Тимофеевна подумала, что пошутил парень. Но потом пришла телеграмма: "Пересекли границу". Эти два года стали для нее настоящим испытанием… "Я в ночь спала по два часа, - признается она. - Разные думы лезли в голову. Молила Бога, чтобы Игорь вернулся до- мой. Надо отдать должное: он писал мне письма каждый день. Когда не сможет, хоть пустой конверт, да вышлет. Даст знать, что живой, у него все нормально".
Лидия Тимофеевна знает, как трудно ждать. А особенно оттуда, где рвутся снаряды, где идет война.
Г. Богатова Фото из семейного альбома