Сегодня, 28 апреля, отмечают свой профессиональный праздник работники скорой помощи. Сотрудники этой экстренной, жизненно важной службы первыми принимают сигнал об угрозе здоровью человека, делают все возможное, чтобы помочь оказавшемуся в беде пациенту.
В коллективе скорой помощи Омутинской центральной районной больницы трудится более 40 человек - фельдшеров, диспетчеров, санитарок, водителей. Большая часть сотрудников на этом нелегком поприще более десяти-пятнадцати лет. 90 процентов сотрудников имеют высшую квалификационную категорию.
За прошлый год бригадами скорой помощи было обслужено более 5 тыс. вызовов без учета неотложной помощи, спасены десятки больных. И каждый раз работникам скорой приходится действовать в экс- тренной ситуации.
- У нас нет случайных лю- дей, - говорит старший фельдшер Петр Валерьевич Усольцев. - В нашей службе остаются только те, для кого лечить, спасать - это призвание. От работы скорой помощи зависят жизни людей, поэтому в ней нет места равнодушию и халатности.
- Петр Валерьевич, расскажите о своем коллективе.
- Коллектив у нас хороший, слаженный. Все сотрудники - стажисты. Большой опыт за плечами Светланы Алексеевны Волковой. Несмотря на пенсионный возраст, фельдшер продолжает работать и отлично справляется со своими обязанностями. Настоящие профессионалы Станислав Владимирович Пинигин, Галина Викторовна Сиренко, Наталья Ивановна Елсуфьева, Александр Иванович Карпов, водители Борис Иванович Марченко, Сергей Михайлович Горбунов, Виктор Васильевич Ситников и другие сотрудники.
Специфика скорой помощи предполагает универсальность специалистов. Мы оказываем помощь пациентам разного возраста: от детей до пенсионеров, сталкиваемся с опасными, тяжелыми заболеваниями. Каждый раз едешь на вызов и не знаешь, что тебя ожидает. Недавно фельдшер Вера Сергеевна Разманова благополучно приняла роды в придорожном кафе "Вега". Наши сотрудники уверенно и грамотно действуют в экстремальных ситуациях. Порой, прибыв к месту аварии первыми, начинаем вынимать пострадавших. В помощи одному-двум фельдшерам никогда не откажут водители. По ин- струкции сотрудники скорой помощи должны работать на границе с очагом ЧС. Условно говоря, стоять метров за 50 и ждать, когда принесут пострадавшего. На практике такого не происходит. В сложной ситуации забываешь о стандартах и приказах, просто делаешь все, чтобы помочь пациенту. Ведь мы не бессердечные люди, трудно оставаться безразличным к чужой боли. Вызова бывают разные, часто встречаются смертельные исходы. Иногда бригада скорой помощи бессильна помочь. Например, как при аварии у с.Шабаново, когда не смогли добраться до пациента, зажатого в грузовой Газели. И все это остается внутри у сотрудников, как поется в песне: "копится, терзает". Особенно тяжело, когда умирают дети. Большинство фельдшеров - женщины. Для них это особенно тяжелая, психическая травма. Нередко они проявляют просто материнскую заботу о пострадавших. Так, во время дорожно-транспортного происшествия около д.Русаково погибла мать двоих де- тей - шести лет и одного года. Пока проводился осмотр места аварии, осуществлялся поиск родственников, медсестра Елена Викторовна Хомюк организовала кормление детей и уложила их спать. У каждого работника скорой помощи найдется немало таких запоминающихся случаев.
- Сколько вызовов обслуживается за смену?
- В среднем бывает по 15-16 вызовов, но случается и 28 обслуживаем. По статистике, больше всего обращений поступает в вечернее время, по понедельникам и в зимний период, когда идет вспышка ОРВИ.
- Петр Валерьевич, приходится сталкиваться с ложными вызовами?
- Ложные вызовы бывают постоянно. Зачастую звонят граждане с алкогольной интоксикацией просто потому, что им нечего делать. Последний раз выезжали на ножевое ранение в д.М-Краснояр. Вызов поступил через полицию. Чтобы добраться по бездорожью до деревни, пришлось вызвать участкового и пересесть на "Ниву". По прибытии оказалось, что человек с такой фамилией умер три года назад, а его однофамилец проживает в с.Б-Краснояр, и он жив и здоров. Оказывается, какой-то пьяный просто пошутил.
- По телевидению мы видим сюжеты, как граждане хамят медицинским работникам, не пропускают машины скорой помощи. В нашем районе встречаются такие проблемы?
- Конфликтные ситуации происходят, этого избежать нельзя. Насмотревшись телевизора, пациенты считают, что скорая помощь обязана все и всем. Начиная с того, что надевать бахилы при входе в жилое помещение. У нас есть регламентирующие приказы, согласно которым сотрудник не должен разуваться в целях собственной безопасности.
Надеть бахилы он может, если об этом попросит вызвавший его пациент. Но есть хорошее выражение: "Если вам на входе предлагают бахилы, значит, скорая помощь здесь не нужна". Пациенты не принимают во внимание, что есть определенные стандарты оказания скорой и неотложной помощи. Старшее поколение убеждено: если скорая привезла в больницу, то их обязательно госпитализируют. Но для этого нужны показания. Пациенты не умеют правильно преподносить причину вызова, впадают в панику, не могут объективно оценить ситуацию. Но это человеческий фактор, который всегда присутствует в работе.
Свой профессиональный праздник многие работники скорой помощи, как обычно, встретят на дежурстве. Остается надеяться, что в этот день они услышат в свой адрес больше добрых слов. В последнее время люди стали жестче, забывают поблагодарить за оказанную помощь, сохраненное здоровье. В этом году сказать "спасибо!" медицинским работникам не забыли только несколько пациентов.
А. Пайвина Фото А. Саутиева