Жители района обеспокоены слухами о закрытии стационара Омутинской центральной районной больницы. Версии выдвигаются самые разные: «все специалисты переводятся в Голышманово», «останутся только врачи первичного звена - участковые терапевты, участковые педиатры», «в селе оставят поликлинику и скорую помощь». О том, как обстоят дела на самом деле, мы попросили разъяснить главного врача ГБУЗ ТО «Областная больница №11» Алексея Владимировича Белова.
- Слухи не возникают из ниоткуда. Возможно, основанием послужило получение рядом сотрудников больницы уведомлений, что без существенных изменений условий труда их должности или структурные подразделения упраздняются либо переименовываются. В лечебном учреждении меняется организационно-штатная структура. В последнее время - это обычная процедура для большинства бюджетных и даже коммерческих организаций.
В то же время одной из приоритетных задач остается усиление первичного звена: терапевтической и педиатрической служб, скорой помощи. Нужно учитывать, Омутинская больница выполняет значительные функции еще и по организации медицинской помощи населению Юргинского района, в том числе и стационарной. С этой целью наши сотрудники выезжают несколько раз в неделю для осуществления поликлинического приема. У нас единый родильный дом, также оказываем помощь оперативным лечением современными способами.
Отрицательный момент проводимой оптимизации - с июля 2017 года койки инфекционного отделения ЦРБ будут перераспределены.
- Алексей Владимирович, в связи с чем принято такое решение?
- Инфекционные койки сокращаются по всей стране. Это является признаком цивилизованного государства, где наблюдается благополучная эпидемиологическая обстановка. Инфекционные стационары создавались преимущественно в первой половине и середине двадцатого века. Тогда они были одними из основных подразделений лечебных учреждений. В стране бушевала масса различных инфекций: дифтерия, тиф сыпной и брюшной, скарлатина, бруцеллез. Особо опасные инфекционные заболевания - холера, сибирская язва - не везде были побеждены. От гепатита А лечились классами, школами. Это была массовая, высококонтагиозная патология. Часто диагностировались столбняк, анаэробная инфекция, дизентерия. Заболеваемость инфекционной патологией занимала ведущее место. В девяностые годы остро встала проблема вирусного гепатита В, сальмонеллеза.
В современных условиях изменились подходы к диагностике, лечению инфекций и, главное, профилактике! Доказали свою эффективность такие способы профилактики, как вакцинация, контроль за качеством воды. Иные требования к соблюдению санитарных правил на пищеблоках, комбинатах пищевой промышленности. В лучшую сторону изменились возможности амбулаторного лечения. В нашем обиходе появились такие таблетированные препараты, в том числе анти- биотики, о которых в прошлом веке не мечтали даже в стационарах.
За последние десятилетия поменялась общая структура заболеваемости. На первое место вышли гипертоническая болезнь, сахарный диабет и их осложнения. Много случаев желчекаменной и мочекаменной болезни, существенно выросла заболеваемость онкологической патологией. Значительное количество болезней вызвано изменившимся образом жизни: гиподинамия, неправильное питание, стрессы. Для большинства не является секретом, что мясо, птица, а также производимые из них полуфабрикаты, которые мы приобретаем в магазине, содержат добавки: антибиотики, гормоны роста, консерванты. При употреблении этих продуктов их остатки, пусть и в условно допустимой концентрации, попадают в организм человека и осуществляют соответствующие эффекты. К увеличению массы тела приводит избыток калорий, так как мы стали меньше заниматься физическим трудом, мало двигаемся. Для многих простейшая попытка выйти из стресса - заесть его, чтобы получить небольшую дозу эндорфинов - гормонов радости. В итоге это имеет кратковременный эффект. Поэтому еще раз подчеркну: изменились наш образ жизни и, соответственно, структура заболеваемости.
На процесс оптимизации лечебных учреждений влияет и экономическая ситуации. Мы должны более эффективно относиться к нашим расходам.
Иными стали действующие механизмы в системе здравоохранения. Государство взяло на себя обязательство по организации доступной и бесплатной медицинской помощи. Запущено множество высокотехнологичных проектов. Тысячи людей нуждаются и получают бесплатные операции на сердце, сосудах, печени, иных органах и тканях. Только в Тюменской области потребность на бесплатное протезирование крупных суставов более тысячи человек. А ведь это радикальные операции, которые в большинстве случаев ведут к полному выздоровлению. И все это работает, несмотря на финансовые трудности, связанные с падением цен на энергоносители, введением санкций, изменением курса доллара, необходимостью сохранить наш государственный суверенитет. Цены на зарубежное оборудование и комплектующие существенно выросли.
В столь непростых условиях мы обязаны изыскивать возможности для оказания качественной медицинской помощи. Пытаемся искать рациональные механизмы, которые, на первый взгляд, не являются популярными. Но глубокий анализ, в том числе на перспективу, диктует действия. Так, закрыв инфекционный стационар, вы- свободим средства, которые будут направлены на выполнение наших внутренних обязательств. В 2016 году омутинскими хирургами было выполнено 140 лапароскопических операций. Разве мы готовы их свернуть? Кроме того, деньги пойдут на закупку медикаментов, расходных материалов, повышение заработной платы медицин- ского персонала, приобрете- ние современной техники. В 2017 году закупаем аппарат 3D УЗИ - это супер оборудование. И оно идет не на центральную головную базу, а в Омутинский район, потому что у нас лучший врач ультразвуковой диагностики. Аппарат позволит существенно повысить диагностические возможности.
- Перед тем как принять решение о закрытии инфекционного отделения, проводился анализ заболеваемости конкретно в нашем районе?
- Обязательно. Ежемесячно на девяти койках инфекционного отделения лечится в пределах 30 человек, из них за прошлый год семь больных из Юргинского района (такова была реальная потребность юргинцев в стационарной инфекционной помощи).
Анализируя контингент пациентов за 2016 год, можно утверждать следующее. Половина - это дети, страдающие неспецифической инфекционной патологией верхних дыхательных путей - тонзиллит, ларингит, ларинготрахеит. Априори было заведено осуществлять дифференциальную диагностику данной патологии с дифтерией и скарлатиной в инфекционном стационаре, но сейчас все изменилось. Данные пациенты должны проходить лечение на койках детского соматического отделения. В "инфекцию" они отправлялись отчасти, чтобы загрузить пустующие койки. Кроме того, в среднем за месяц 4 человека получали лечение с острой инфекционной кишечной патологией, преимущественно ротавирусной инфекцией, такое же количество - по причине пищевых токсикоинфекций. В течение года был один больной с ВИЧ-инфекцией, один - с менингококковой инфекцией. Зарегистрировано 5 клещевых энцефалитов. Эти пациенты могут лечиться либо на койках реанимации, или в отделении терапии. Больные с описторхозом не являются заразными, поэтому тоже могут получать лече- ние в отделении терапии. Таким образом, проблема инфекционной заболеваемости остро не стоит. Это подтверждает пример других лечебных учреждений. Несколько лет отсутствует инфекционное отделение в Юргинской больнице, нет его в Аромашево, Армизонском. Одно отделение на Викулово и Сорокино. Во многих областях и регионах инфекционные отделения существуют только в городских клиниках.
- Каким способом теперь будут проходить лечение пациенты со специфическими и неспецифическими инфекциями?
- Из имеющихся пациентов подлежат лечению в инфекционном стационаре 5-10 человек в месяц, в зависимости от времени года. Примерно один-два человека в неделю. В случае необходимости они будут до- ставляться в инфекционное отделение Голышмановской больницы. Часть коек переводим в детское отделение. Ангины, тонзиллиты, пневмонии и раньше частично там лечились.
С целью минимизации движения пациентов из Омутин- ского района в Голышманов- ский осуществим закуп экспресс-диагностикумов ротавирусной инфекции. Пациенты с хронической инфекционной патологией, а также с острой, но неопасной для окружающих в плане передачи, будут лечиться на койках отделения терапии под контролем врачей-инфекционистов, которых у нас два.
- Алексей Владимирович, высказываются мнения, что нужно разъединить лечебные учреждения, чтобы не было необходимости ездить на цен- тральную базу в Голышманово, подолгу ждать приема врача. Есть и другие предложения: объединить Омутинскую, Юргинскую и Армизонскую больницы.
- Решение о реорганизации нашей больницы было принято распоряжением Правительства Тюменской области. Целью объединения четырех учреждений здравоохранения явились повышение кадровых и технических возможностей типовых районных больниц, сокращение расходов на административно-управленческий персонал, оптимизация общебольничной сети. Были проведены мероприятия по сокращению неэффективных расходов, повышению доступности и качества оказания медицинской помощи. Пациенты обслуживаются на местах врачами, которые выезжают в муниципальные районы. Вы- строена работа по выполнению ряда клинических, биохимиче- ских, гистологических, бактериологических исследований. Централизуются прачечные, диспетчерские, склады. Одним словом, осуществляется невидимая непосвященному человеку работа по налаживанию взаимодействия между службами.
У нас работает один роддом на Юргинский и Омутинский районы. Согласитесь, когда на учете стоит 40-50 беременных, а количество родов в неделю в среднем одни-двое, содержать штат нерационально. Ведь оплата в стационаре почасовая. Кто-то в мыле принимает роды за родами, а кто-то в это время спит на кушетке. Это несправедливо.
В лечебном учреждении налажен электронный документооборот.
В нашей больнице пациенту никуда не нужно ехать. Все сроки по выдаче документов мы выдерживаем. Если такая необходимость есть, например, больной хочет выбрать себе врача именно на центральной базе, транспорт районной больницы направляется в Голышманово ежедневно. В Омутинской больнице имеются все необходимые узкие специали- сты - врачи-инфекционисты, невролог, гинекологи, окулист. К нашим хирургам приезжают оперироваться голышманов- ские, армизонские, юргинские пациенты.
Иногда слышим претензии, что изменилась доступность к врачам-терапевтам. Надо ждать два-три дня. Безусловно, каждый пациент хочет попасть к врачу в тот же миг, и чтобы доктор уделил именно ему максимум внимания. Но если врач принимает по 50 человек в день, он может посвятить вам от силы 3-5 минут, что никого не устроит. Поэтому происходит регулирование потоков пациентов. Все экстренные больные принимаются в день обращения. В поликлинике осуществляется неотложная помощь, доврачеб- ный прием, медико-социальная помощь. Обеспеченность врачами терапевтами в Омутин- ском районе лучшая по югу Тюменской области. Отлично укомплектована и педиатрическая служба.
Что касается объединения Омутинской, Юргинской и Армизонской больниц, мы итак курируем Юргинский район. Если займемся еще и Армизонским, то нагрузка на омутинских врачей возрастет, что приведет к снижению доступности медицинской помощи для омутинцев. Финансирование лечебных учреждений подушевое. Численность населения в Армизонском районе небольшая, в то время как затраты на содержание стационара, оплату налогов и заработную плату персонала должны соответствовать нормативам, установленным законодательством. Будем содержать стационар Армизонской больницы, который работает неэффективно, станем жить значительно беднее.
Процесс реорганизации ГБУЗ ТО "Областная больница №11" проходил сложно, менялись и выстраивались заново механизмы. И очередная перестройка юридического лица не принесет жителям Омутинского района никакой пользы, напротив, будет иметь только негативные последствия. Тем не менее мы всегда открыты для предложений. Посещайте наш сайт, звоните, обращайтесь в приемную. Нам очень важно знать о ваших проблемах и возникающих вопросах.
Беседовала А. Пайвина