Уроки жизни Виктора Воллерта

Главе Омутинского района, члену Правительства Тюменской области Виктору Воллерту 11 сентября исполняется 60 лет. Свои первые профессиональные шаги он сделал в машинно-тракторной мастерской совхоза родного Армизонского района. Потом были районное объединение «Сельхозхимия», сельский совет, в котором Виктор Давыдович был избран председателем исполкома, и, наконец, администрации двух районов - сначала Армизонского, затем Омутинского. Несмотря на успешную и стремительную карьеру, вряд ли кто-то осмелится назвать жизненный путь Виктора Давыдовича легким. О том, как закалялся характер и формировалось мировоззрение будущего главы, мы попытались выяснить в преддверии юбилея.

Урок первый: Детство.

- Виктор Давыдович, в какой семье Вы воспитывались?

- Воспитывался в семье, чья история была похожа на истории многих тысяч многострадальных семей Советского Союза. Отец мой родился в 1925 году, мама в 1933. Они пережили непростые времена, когда были выселены из Республики немцев Поволжья. То- гда, в 1941 году, судьба привела их в Армизонский район. В нашей семье пятеро детей. Помимо заботы о детях, мама трудилась разнорабочей, кладовщиком, потом пчеловодом. Отец в годы Великой Отечественной войны пополнил ряды трудармии. Он был тогда совсем юным. Рассказывал, что его трижды привозили из Армизонского в Омутинский район на быках, и начальники эшелонов отказывались его принимать, потому что он был очень худым. Я изучал архивные записи о нем.

После войны папа работал в колхозе трактористом, механизатором, комбайнером, заведующим молочной фермой. В 1963 году он выучился на пчеловода. Его портрет гордо возвышался на областной Доске почета - он был одним из лучших пчеловодов в регионе. Мы гордились тем, что его мастерство было признано не только на областном уровне: у папы было несколько медалей Вы- ставки достижений народного хозяйства СССР.

- Вы сами пчеловодством занимались?

- А как же! Когда папу повысили в должности до заведующего фермой, мы с младшим бра- том стали ответственными за 130 пчелиных семей. Я тогда учился в пятом классе. Ощущение, когда тебя кусает пчела, помню настолько ярко, будто это было вчера! И в веки, и в нос, и в губы кусали! Но это была работа, поэтому жаловаться не приходилось. Навыки пчеловодства, кстати, мной не утрачены, поэтому я не исключаю того, что снова займусь разведением пчел.

- Кого Вы считаете своим наставником?

- На протяжении всей жизни мне очень везло с учителями. Первым наставником для меня, конечно, был мой отец. Строгий и мудрый, он с самого детства давал нам с братьями уроки жизни и уроки труда: например, летом детвора каждый день гуляла и купалась на речке, а мы без всяких поблажек, как взрослые, до вечера работали на пасеке. От трудовых обязанностей мы освобождались только на время дождя, когда с пчелами не было работы. "Где справедливость?" - думали мы с братом в том далеком детстве. Сейчас, оглядываясь назад и перелистывая страницы своей жизни, я благодарю папу за эти уроки, ведь они закаляли мой характер, учили стойкости и терпению, прививали уважение к труду и ответственность за результат. Эти качества очень пригодились мне в работе. "Все мы родом из детства", - мудро говорил Антуан де Сент-Экзюпери.

С выбором профессии мне тоже помог папа. Я всегда хотел свою жизнь связать с селом, и отец посоветовал мне поступить в Ишимский сельскохозяйственный техникум и овладеть специальностью "техник-механик". Он сказал, что разбираясь в технике, я всегда буду востребован на селе. И оказался прав.

Вторым своим учителем я считаю председателя объединения "Сельхозхимия" Армизонского района Александра Давыдовича Файля. Он очень повлиял на становление меня как личности и руководителя. Помню, однажды пришел к нему за советом по пустяковой проблеме. Он спрашивает: "Здесь был?" - "Был, не получилось". - "А здесь?" - "Тоже отказали". На что Александр Давыдович улыбнулся и сказал: "А зачем мне такой работник, который сам элементарных во- просов не может решить?" С тех пор я (какую должность бы ни занимал) прикладываю максимальные усилия для того, чтобы решить проблему самому.

Урок второй: За судьбой - хоть на тракторе.

- Какие книги изменили Ваше восприятие мира?

- Я всегда читал очень много, особенно когда учился в техникуме. Считаю, что чтение учит человека думать. Из любимых, которые не раз перечитывал, - книга Юрия Бондарева "Горячий снег", исторический роман "Спартак", "Как закалялась сталь" Николая Островского, трилогия Константина Симонова "Живые и мертвые".

- Вы служили в армии?

- Да, я служил в строительных войсках Забайкальского военного округа. Был старше своих сослуживцев, потому что пошел в школу позже сверстников. А почему так получилось - целая история. Конец августа. Папа, как сейчас, помню, ремонтирует мотоцикл и изрядно нервничает, потому что ремонт затянулся, а долгожданного рева мотора так и не слышно. Мы с братьями бегали поочередно то вокруг мотоцикла, то вокруг папы. Вдруг в калитку зашла молодая учительница. "Здесь живет Витя Воллерт?" - спроси- ла она. - "Здесь", - ответил папа, не поднимая глаз. - "Он в школу нынче пойдет?" Папа посмотрел на меня: "Ты в школу нынче пойдешь?" - "Не-а!" - категорично ответил я. "Нет, не пойдет". Так судьба моя была решена.

Армия - это хорошая школа жизни для мужчины. Служба воспитывает, укрепляет дух, делает человека целеустремленным и ответственным за свои поступки. В те годы я по-настоящему прочувствовал ценность семьи как главного, что может быть у человека.

- Как завоевывали сердце будущей жены?

- Мы с будущей супругой познакомились на летней Олимпиаде в Москве в 80-м году. Когда вернулись на тюменскую землю, я понял, что это судьба и начал за ней ухаживать. Она жила в райцентре, а я - в селе, где не было дороги. Поэтому на свидание к будущей жене я ездил на тракторе. Приходилось бороздить 20 километров, но трудности меня никогда не останавливали.

Урок третий: Школа, газ, водопровод. И День здоровья…

- Вы возглавили Омутинский район в 2010 году. Какими были Ваши первые шаги в должно- сти главы администрации?

- Я знакомился с местными жителями. Ездил в школы, больницы, детские сады, фермер- ские хозяйства, побывал практически во всех сельских поселениях. В результате этой работы уже в середине 2011 года мной были инициированы программы развития, утвержденные на заседании Думы, и именно по этим программам мы до сих пор работаем.

Омутинский район имеет свою специфику и характерные особенности. Во-первых, здесь проходят железная дорога и автомобильная федеральная трасса. Во-вторых, есть крупное товарное производство, которое, кстати, в непростых экономических условиях с каждым годом стабильно развивается. Например, поголовье крупного рогатого скота по сравнению с 2008 годом увеличилось в два раза. Еще одно важное достижение: за последние семь лет наши товаропроизводители ввели в оборот около 10 тысяч гектаров земли.

- Как изменилась Омутинка за эти годы?

- Об этом лучше всего скажут факты: построено две школы - в Вагае и в Омутинском, появились новые современные детские площадки, успешно реализуется программа газификации, работает козья ферма. Благоустраиваются сельские поселения: на многих улицах появилась тротуарная плитка. Налажено водоснабжение, отсутствие которого существенно осложняло жизнь людей. В течение последних трех лет проблем с водой нет.

При школах оборудованы тепличные хозяйства, в которых школьники имеют возможность выращивать экологически чи- стые продукты. В прошлом году осенью мы в конкурсной форме подводили итоги работы в тепличных хозяйствах. Победителям вручили призы сельскохозяйственной тематики: грабли, ведра, вилы. Дети держали в руках самостоятельно выращенные овощи и осознавали, что своим трудом принесли пользу другим людям. Это чувство, на мой взгляд, бесценно, и воспитывает человека гораздо эффективнее многих образовательных техник и методик.

- Современная молодежь - какая она?

- Не нужно судить молодежь мерками "А вот в наше время…" Сейчас совершенно иное время, другое поколение. Если в бытность моей юности калькуляторы, например, считались зловредными и запрещались к использованию, то сегодня мир без компьютерной техники не представляется реальным. С точки зрения цен- ностных ориентиров, я считаю, молодежи сегодня гораздо сложнее, чем нам. В век информационного перенасыщения неокрепшим умам сложно не ошибиться и отличить ложное от вечного. В этом мы обязаны им помочь.

- Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать руководитель?

- Я не представляю руководителя без таких качеств, как принципиальность, ответственность, коммуникабельность, практичность. И, конечно, настоящий руководитель не может быть равнодушным к людям и к своей малой родине.

Глава района, как глава большой семьи, который каждый день примеряет разные роли. Он должен уметь быть и учителем, и политиком, и отцом, и прокурором, и адвокатом, и помощником.

Был один интересный случай в моей профессиональной практике. В 2011 году я проезжал по одному населенному пункту и обратил внимание, что на площадке собралось человек двадцать и усиленно имитируют деятельность - по-другому я это не назову. Естественно, остановился и спросил: "Что это?" Оказался районный День здоровья! "Считайте, что это его генеральная репетиция", - сказал я и обязал провести полноценный праздник спорта, а не его жалкую пародию "для галочки", что "муниципальное задание выполнено". И провели ведь. Смогли и взрослых заинтересовать, и молодежь привлечь - людей было очень много. Было бы желание, как говорится.

- В 2016 году Вы возглавили Совет муниципальных образований Тюменской области. Как Вы оцениваете потенциал этого института местного самоуправления?

- Убежден, что он колоссальный. Совет, по сути своей, является связующим звеном между муниципалитетом, региональным правительством, федеральными структурами и жителями муниципального образования. От степени конструктивности выстроенного диалога зависит многое: от решения насущных проблем на местах до социально-экономического развития региона.

- Что Вы планируете сделать в рамках работы Совета?

- Сблизить участников этого диалога, сделать его более открытым. Это одна из главных целей работы команды Совета.

Мы также планируем продолжить систематизацию актуальных проблем муниципалитетов для дальнейшего поиска их решений.

К этой работе привлекаем представителей экспертного и научного сообществ как Тюменской области, так и России.

Урок четвертый: "И тогда мир станет лучше

и светлее".

- Как Вы оцениваете уровень социальной ответственности граждан сегодня?

- Он повышается, и это радует. Об этом говорят возрождающиеся сегодня институты, которые были разрушены в непро- стое время, когда распался Советский Союз. На смену комсомолу пришла "Молодая гвардия", есть эпизоды появления товарищеских судов, женсоветов, вновь набирает популярность движение студенческих отрядов и профсоюзов. Люди приходят к пониманию того, что они ответственны не только за себя и свою семью, но и за то, что их окружает: за порядок на улице, за помощь нуждающемуся.

Мне нравится фраза из фильма "Покровские ворота": "И все же, поверьте историку, осчастливить против желания нельзя!" Мы сами кузнецы своего благополучия. Чтобы что-то изменилось к лучшему, далеко не всегда нужны деньги и помощь со стороны. Иногда нужно просто самому проявить инициативу и немного потрудиться, и тогда мир станет лучше и светлее.

- В одном из выступлений Вы сказали: "В Омутинке жить безопаснее, чем в Тюмени". Как ощущается эта безопасность?

- Во-первых, безопаснее в криминальном плане. Люди все друг друга знают, поэтому безнаказанно совершить преступление здесь гораздо сложнее, чем в мегаполисе. Во-вторых, в плане здоровья. Здесь натуральные продукты питания, воздух несравнимо чище. Моя бабушка, дожившая до 96 лет, всегда говорила, что деревня здоровье дарит, а город его забирает.

Город - это ежедневные стрессы и агрессия. Я вырос на рассказах о том, что у городского жителя больше проблем и забот и что многих радостей жизни он, как ни парадоксально, лишен.

- Никогда не задумывались о переезде в областную столицу?

- Мне предложили переехать в Тюмень еще в конце 80-х. Я отказался. Мне близка мысль "где родился, там и пригодился".

Урок пятый: Второй день рождения. - Что для Вас счастье?

- Сама жизнь. У меня два дня рождения. Я пережил автомобильную аварию, которая имела необратимые последствия и навсегда изменила мою жизнь. Но теперь, спустя время, я с уверенностью могу сказать, что даже она меня не сломала. Такие "дни рождения" - это всегда возможность остановиться, подумать, что ты делаешь правильно, а что суета, и поставить перед собой новые цели. Так получилось и в моем случае.

- Какая мысль помогла Вам в трудный период жизни?

- "…И это тоже пройдет".

- Если бы Вы поймали Золотую Рыбку, какие желания загадали?

- У меня с детства было три заветных желания: искупаться в Черном море, прыгнуть с парашютом и увидеть великий Ленинград. И все они исполнились.

- Расскажите о Вашем прыжке с парашютом.

- Он прошел не без приключений. Из пятидесяти прыгнувших в тот день неудачно приземлился один я - серьезно повредил ногу. Пришлось долго восстанавливаться.

- Не жалеете о том, что прыгнули?

- Нет, я оптимист. Считаю, что все, что ни делается, - к лучшему. Побед в моей жизни было много, поражений - меньше, но их я помню очень хорошо. И не потому, что я на них зациклен. А потому, что они меня очень многому научили. Сделали сильнее.

Елена Володина

Поделиться: