Из Ленинграда - в Сибирь

В 2018 году наша страна отмечает 74-ю годовщину прорыва блокады Ленинграда, которая длилась 872 дня. На Ладожском озере образовали коридор, благодаря которому появилась возможность доставлять в город продукты и лекарства.

Мария Ивановна Степанова хорошо помнит те тяжелые и страшные дни, которые унесли жизни ее отца и пятерых сестер и братьев. Она родилась в Ленинграде, в большой семье, где было восемь детей. Мама занималась их воспитанием, а отец работал на алюминиевом заводе, где в мирное время делали посуду, а когда началась война, стали выпускать патроны, дробь, винтовки и пулеметы. Пятый класс она закончить не успела. Жизни трех сестер кое-как спасал черный хлеб, который выдавали по 125 грамм на человека. Вспоминает, что отщипывали его по крошечкам и запивали водой из растопленного снега.

- Ютились все в одной комнате, где стояла буржуйка, которую где-то достала мама, топили ее своей же мебелью. В другой комнате лежали, не выдержавшие голода и холода, братья и сестры, - тяжело вздохнув и сдерживая слезы, вспоминает Мария Ивановна. - Когда освободили путь через Ладогу, начали вывозить людей из города. В то время ударил сорокаградусный мороз, теплой одежды и валенок не было, тогда носили ботинки. У нас были байковые одеяла, из которых мама сделала косынки, да еще ноги ими замотали, чтобы не обморозить.

Семья собралась в дорогу. Папы к этому времени уже не было в живых, сказалось вредное алюминиевое производство. Погибших родных солдаты впоследствии похоронили на Пискаревском кладбище. Мария Ивановна помнит, как в полной темноте ехали через Ладожское озеро, как посадили всех в товарный поезд и очень медленно везли в тыл страны.

Пережили в пути бомбежку. Мария Ивановна помнит, как осколки от снарядов отскакивали от вагона. Прибыв в Омск и прожив там до весны, их отправили дальше. Посадили на пароход под названием "Владимир Ильич Ленин" и высадили в Малом Атлыме (ХМАО). Поселили семью в деревянный домик с комнатой и кухней. Старшая сестра Анна начала работать на рыбном заводе, где рыбу солили, упаковывали в бочки и отправляли. Мама занималась воспитанием младшей дочери, а Марию отправили учиться в школу. Доучиться так и не получилось - обижали местные мальчишки, и она решила, что учиться больше не будет. Когда ей исполнилось 15 лет, начала работать на рыбозаводе.

В 1948 году все эвакуированные семьи стали возвращаться в Ленинград, а им со старшей сестрой Аней понравилось жить на Севере, уезжать не хотелось. Мама настаивала на отъезде.

Наконец, согласившись, сели на последний перед наступлением зимы пароход и отправились в Омск. Но по дороге случилось непредвиденное, у мамы украли все деньги и документы. Приехав в Омск, они просидели трое суток на вокзале, не зная, что делать дальше. Помогли милиционеры - посадили в проходящий поезд, наказав проводнице высадить их на станции, где есть фабрики и заводы, чтобы они смогли заработать денег и ехать дальше.

- Высадили нас почему-то в Омутинке, хотя не было видно никаких больших труб и заводов, - рассказывает М.И.Степанова. - Спросили у местных жителей: "Куда бы здесь устроиться на работу?" Тогда кто-то сказал, что требуются работники в Заготконтору.

Марию Ивановну с сестрой приняли рабочими, семье дали жилье. Занимались приемкой ко- стей, тряпок, прессовали все это и отправляли на переработку на заводы. Еще заготавливали овощи, сами же грузили их в вагоны. Когда стали получать деньги и их стало достаточно на проезд до Ленинграда, мама снова стала собирать всех в дорогу.

- Нам с Аней здесь понравилось, чистый воздух, людей немного, никто не толкается, - продолжает Мария Ивановна. - Мы остались здесь, а мама с младшей сестрой Верой уехали в Ленинград. Потом я стала работать кладовщиком в поселковом потребительском обществе, принимала пустые ящики для возврата на завод. Аня вышла замуж, а потом и я, мне тогда было 20 лет. Родила дочь Валю. После прожитых вместе с мужем десяти лет расстались. Трудилась товароведом на торговой межрайбазе. Получала товар и развозила по омутинским магазинам. Привозила продукты из Тюмени и Ишима. Так до выхода на пенсию и работала.

В Ленинград Мария Ивановна ездила каждый год, но вернуться туда никогда не хотела. Ее мама всегда говорила, что девочки "променяли Ленинград на Сибирь". Она в конце своей жизни приняла решение: пожить со старшими дочерьми, ей в Сибири нравилось. Любила ходить в лес по ягоды и грибы. Здесь она и похоронена.

Сегодня труженица тыла и ветеран труда Мария Ивановна Степанова живет одна, радуется успехам родных людей. У нее двое внуков - Лена и Андрей, трое правнуков - Егор, Катя и Маша. Считает, что может еще все делать сама и за- прещает внучке и правнукам помогать в уборке квартиры. Она самостоятельно выполняет всю домашнюю работу, готовит и наводит порядок, ходит в магазин за продуктами, в аптеку. В летний период украшает свой небольшой участок земли цветами; сажает овощи, чтобы было все свое; делает заготовки - варит варенье. Жизнь течет мирно и спокойно, лишь воспоминания заставляют ронять слезы. В последнее время она все чаще вспоминает страшные военные годы.

25 января Марии Ивановне Степановой исполнился 91 год. Мы желаем нашей уважаемой долгожительнице здоровья, еще долгих, спокойных и счастливых лет жизни!

***

В Омутинском районе проживает три человека, имеющие нагрудный знак "Жителю блокадного Ленинграда". Это Мария Ивановна Степанова, Тамара Николаевна Пономарева, Галина Николаевна Ушакова.

Беседовала Т. Гусарева Фото А. Саутиева

Поделиться: