Любителям охоты

За последние годы мы стали свидетелями новой формы устройства охотничьих хозяйств. Это закрепление территорий обитания диких животных за охотпользователями и, что самое интересное, у нас, в отличие от ранее существующей системы добровольных обществ охотников и рыболовов, когда каждый охотник-любитель мог в районном отделе по делам охоты выписать путевку на добычу птицы или пушнины, появилась совершенно иная система распределения охотничьих ресурсов - электронная. В настоящее время в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 №1007, постановления Губернатора Тюменской области от 7.07.2014 №80 во всех районах определены карты-схемы зеленых зон вокруг райцентров, где категорически запрещено осуществление любых видов охоты. Такая зеленая зона появилась и в нашем районе. За подробной информацией по новшествам, касающимся наших охотников-любителей, я обратился к начальнику Омутинского отдела Госохотуправления по Тюменской области А.Г.Иванову.

- Александр Герасимович, зайдя на портал текущей деятельности Госохотуправления нашей области, я увидел карту-схему, определяющую границы зеленой зоны вокруг села Омутинское. Размер ее впечатляющий - около 5-7 километров. Что вы можете сказать по ограничениям, которые действуют на данной территории?

 


- В соответствии с принятыми нормативными актами, такие зоны выделены вокруг крупных и малых городов, а также районных центров. Устанавливаются они на землях лесного фонда и предназначены для защиты населения от неблагоприятных природных и техноген- ных воздействий, сохранения и оздоровления окружающей среды. Площадь зеленой зоны зависит от лесорастительной зоны, отношения площади покрытых лесной растительно- стью земель к общей площади муниципального района и численности населения. Уменьшений таких лесопарковых зеленых зон не допускается. На основании п.п.32, 33 приказа Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации от 14 декабря 2010 года №485 и других нормативных документов Лесного кодекса нашей страны, согласно которым зеленые зоны относятся к лесам, выполняющим функции защиты природных ресурсов, в них запрещается осуществление любых видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Административная ответственность за охоту на территории зеленой зоны будет наступать по ч.1 ст.8.37 КоАП РФ - наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой или лишение права осуществлять охоту на срок до двух лет; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати пяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой. Для информирования охотников и пре- дупреждения совершения ими данного правонарушения на границах, определяющих зеленую зону, соответствующие государственные структуры должны установить стандартные аншлаги.

 


- Какие еще внесены нормативные изменения в охотничий регламент, о которых должны знать наши охотники- любители?

 


- В прошлом году Приказом Минприроды России от 17.11.2017 №612 в Методику исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, в Приказ Минприроды РФ от 8.12.2011 №948 внесены изменения, которыми увеличены таксы для исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам. Данные изменения вступили в силу с 12 февраля текущего года. В основном они возросли в два раза. Если раньше за незаконный отстрел лося такса для исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, составляла 40 тыс. рублей, то сейчас она возросла до 80 тыс. рублей. По кабану такса выросла с 15 тыс. до 30 тыс. рублей, косуле - с 20 тыс. до 40 тыс., медведю - с 30 тыс. до 60 тыс., боб- ру - с 3 тыс. до 6 тыс., барсуку - с 6 тыс. до 12 тыс., глухарю - с 3 тыс. до 6 тыс., тетереву - с 1 тыс. до 2 тыс., уткам - с 300 до 600 рублей. В отношении некоторых охотничьих ресурсов имеет место рост таксы для исчисления размера причиненного вреда в 3-5 раз. Например, такса за соболя выросла с 5 тыс. до 15 тыс. рублей, за ондатру, хоря, колонка со 100 до 500 рублей. Таким образом, суммы ущерба, причиненного незаконной добычей большинства обитающих в Тюмен- ской области охотничьих ресурсов, увеличатся в два раза. Вот несколько наглядных примеров, исходя из повышения такс. Размер вреда, причиненного вследствие незаконной добычи самца лося, составит 240 тыс. рублей, самки лося - 400 тыс. рублей, самца косули - 120 тыс. рублей, самки косули - 200 тыс. рублей, самца кабана - 90 тыс. рублей, его самки - 150 тыс. рублей.

 


В Тюменской области утвержден список особо ценных видов охотничьих ресурсов, за незаконную добычу которых наказание также ужесточается. К ним относятся куница лесная, барсук, бобр речной, лось, кабан, косуля. В особо крупных размерах ущерба виновные лица могут попасть под ч.1 статьи 258 УК РФ, по которой налагается более строгое наказание с вытекающими отсюда последствиями. Это могут быть исправительные работы на срок до двух лет или принудительные работы на срок до трех лет со штрафом в размере до 1 миллиона рублей вплоть до лишения свободы. Любителям незаконной охоты и легкой наживы придется строго отвечать за свои правонарушения. Прежде чем поднять оружие или установить самолов на тот или иной вид охотничьих ресурсов, подумайте, во что это вам обойдется.

 


- Александр Герасимович, будут ли в этом году в авральном порядке меняться сроки открытия весенней охоты на пернатую дичь?

 


- По принятому законодательству установленные сроки охоты в каждом регионе Россий- ской Федерации определены конкретными датами. У местных субъектов органов власти есть право, в связи с пожарной ситуацией в нашем случае, по согласованию с Госохотуправлением Тюменской области ограничивать или переносить сроки проведения охот, в частности, весенней. Поэтому корректировка открытия охоты будет зависеть в первую очередь от погоды.

 


- И еще один вопрос, который в этом году для охотников стал настолько наболевшим, что не задать его просто нельзя. Как вы прокомментируете новую электронную систему подачи заявок на добычу нелицензионных охотничьих ресурсов?

 


- Данный вопрос находится в компетенции вышестоящих органов власти. Поэтому, в соответствии с принятыми до- кументами, мы обязаны исполнять те решения, которые принимаются.

 


- Спасибо, Александр Герасимович, за информацию. Остается надеяться, что омутинские охотники будут вести себя в рамках правил охотничьей этики, и это позволит не только сохранить нашу фауну, но и значительно ее приумножить.

 


P.S. В свете последних нововведений, в частности, элек- тронного порядка выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, мне довелось пообщаться со многими охотниками-любителями, имеющими на этот счет свое мнение, которое я обобщил:

 


- Отсутствие компьютерной грамотности и наличия у многих пожилых охотников компьютеров создало в МФЦ огромные очереди при оформлении заявок на выдачу разрешений добычи охотничьих ресурсов. Люди стали тратить больше времени и нервов, чтобы специалисты Центра помогли им оформить заявки и оплатить госпошлины. Лицензии стали распределяться по принципу - кто первый, тот успел, а остальные - или сидите дома, или занимайтесь браконьерством. Дело доходит до парадокса, когда охотникам-любителям по остаточному принципу достаются разрешения на добычу колонка и хоря. Чтобы иметь право выезда с оружием в угодья, люди вынуждены оплачивать эти бумажки и, на свой страх и риск, охотиться на другие виды охотничьей фауны. В этом случае в первую очередь ущемляются права тех охотников, которые содержат чистопородных собак - гончих, легавых, лаек. Поясню. Известно, что в нашей стране многими кинологическими питомниками и клубами собаководства ведется целена- правленная племенная работа по разведению охотничьих собак. Электронная система выдачи разрешений сводит на нет все то, чего достигли отечественные и зарубежные кинологи в улучшении полевых качеств наших питомцев. Представьте, охотник приобрел породистую охотничью собаку, а лицензия на охоту достается не ему, а тому, кто практически не занимается охотой с подружейной собакой или гончей. В результате обладатель чистокровного пса вынужден будет без права выхода на охоту сидеть годами дома, не развивая в своем четвероногом помощнике те рабочие качества, которые отбирались и закреплялась заводчиками на протяжении десятков лет. Все это приведет к безвозвратной утрате многих пород охотничьих собак, выведенных российскими кинологами. Предлагается совершенствовать систему электронной подачи заявок. Ее надо сделать более гибкой. Для этого можно составить областной реестр владельцев чистокровных охотничьих собак и зарезервировать для них определенный процент от общего лимита выделенных лицензий, регулирующих численность объектов животного мира. Далее. Новая система распределения разрешений на добычу охотничьих объектов полно- стью исключила столь важное живое общение охотоведов районного звена с рядовыми охотниками-любителями. За ком- пьютерными мониторами мы не стали видеть конкретных людей, многие из которых являются ответственными любителями природы. Таких охотников надо поощрять, а не ставить их в один ряд с теми, кто не отвечает охотничьей этике культурного охотника. Все эти замечания и предложения общественности необходимо учитывать в дальнейшем при совершенствовании российского охотничьего обустройства.

 

Г. Амбросенко

Поделиться: