Мой отец Михаил Степанович Чичигин родился в 1926 году в селе Калмак Армизонского района. Когда началась война, ему было всего пятнадцать. Старшие братья Петр и Николай ушли на фронт. И мальчишкам-подросткам пришлось заменить взрослых мужиков на тяжелых полевых работах. Но они не жаловались, понимали, что всем нелегко в это трудное время. И неважно, что к вечеру болели натруженные за день руки и спина. "Все для фронта, все для Победы" - стало главным призывом военного лихолетья.
В сентябре 1943 года ушел на фронт и мой отец. Тогда ему исполнилось только 17 лет. То памятное утро началось, как обычно: он помог матери по хозяйству и побежал в школу. Едва перешагнул порог классной комнаты, как ему вручили повестку. Недолгими были сборы и проводы. Уже на следующий день семнадцатилетний паренек из сибирского села с вещмешком за плечами уходил на фронт, как когда-то его старшие братья. К тому времени Петр уже погиб 4 сентября 1942 года под Сталинградом в звании младшего лейтенанта.
На фронт отец попал не сразу. Сначала он был зачислен в 373-й запасной стрелковый полк стрелком, о чем свидетельствует запись в военном билете.
Отец не любил рассказывать о войне, слишком тяжело это ему было. Только раз сорвался. Было это в один из Дней Победы. Когда стали вспоминать, как было тяжело в войну в тылу, как ели хлеб с лебедой и мерзлую картошку, отец вспылил: "Что вы видели? Нас, неоперившихся юнцов, на форсирование реки бросили. Шли по трупам, по крови, по чьим-то рукам и ногам…". И замолчал.
Их запасной полк оказался в самом пекле - на форсировании Днепра. В живых потом осталось тогда только человек десять-пятнадцать… Мальчишек-сибиряков отвели в тыл. Отец попал в школу ковочных инструкторов в г.Ленин- град. Было это в феврале 1944 года, о чем свидетельствует запись в военном билете. Ленинград поразил: полуразрушенный, почти безлюдный, но уже начавший возрождаться, перенесший блокаду город жил! Самое интересное, что после школы ковочных инструкторов и 475-го ветеринарного лазарета отец уже участвовал в войне как химический инструктор 196-го минометного полка.
5 августа 1944 года 1-я гвардейская армия, к которой относился 196-й минометный полк, была включена в состав 4-го Украинского фронта. В его составе участвовала в освобождении Западных Карпат, восточных районов Чехословакии, ликвидации группировки противника в районе Праги.
В военном билете определена военная специальность моего отца - химик-разведчик. Немцы впервые применили химическое оружие еще в Первой мировой войне. Что же помешало или кто помешал им воспользоваться им во Второй мировой?
О противохимических действиях во время войны отец ничего не рассказывал, отговариваясь фразой: "Это государственная тайна".
После войны он служил в 906-м артиллерийском полку.
Комиссовали его по состоянию здоровья. Врачебная комиссия очень удивилась: как почти слепой на один глаз паренек мог воевать в стрелковом полку, а потом стать наводчиком миномета... Им и не пришло в голову, что отец был еще заядлым охотником и бил утку влет, на звук.
В книге "Солдаты Победы: Тюменская область" есть данные о моем отце, его заслугах и наградах. Он получил звание сержанта и был награжден орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны 2 степени, медалью "За победу над Германией". За трудовые достижения - орденом Трудового Красного Знамени.
М. Секисова, дочь Михаила Степановича Чичигина