Любой вид деятельности, проводимой гражданами нашей страны, должен совершаться в рамках установленного законодательства. Это неоспоримое требование относится также к действиям экологической направленности, в том числе охоте. Об уголовной ответственности за браконьерство состоялся разговор с начальником Омутинского районного отдела Госохотуправления Тюменской области Александром Герасимовичем Ивановым.
- Александр Герасимович, охотники слышали, что не так давно вступили в силу изменения в Федеральный закон от 27.06.2018 №157-ФЗ в части ужесточения уголовной ответственности за незаконную охоту. Что вы можете разъяснить по этому поводу?
- Изменилась статья 258 УК РФ, которая дополнилась примечанием, определяющим крупный и особо крупный ущерб, при этом крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, исчисленный по утвержденным Правительством РФ таксам и методике, превышающий 40 000 рублей, особо крупным - 120 000 рублей. Напомню, что исчисленный размер вреда, причиненного незаконной добычей охотничьих ресурсов по видам животных, составляет: самец лося - 240 000 рублей, самка - 400 000 рублей; самец косули - 120 000 рублей, самка - 200 000 рублей; самец кабана - 90 000 рублей, самка - 150 000 рублей.
Кроме того, внесены изменения по незаконной добыче иных, не упомянутых выше, охотничьих ресурсов, например, самок барсука, глухаря и других видов. Также увеличен штраф по части первой статьи 258 УК РФ с 200 000 до 500 000 рублей. Обязательные работы и арест заменены лишением свободы на срок до двух лет. Далее, часть вторая статьи 258 УК РФ дополнена квалифицирующим признаком "причинение особо крупного ущерба". Санкция по данной части также ужесточена: если в старой редакции статьи штраф составляет от 100 000 до 300 000 рублей, то со вступлением в силу Федерального закона от 27.06.2018 №157-ФЗ штраф за незаконную охоту составит от 500 000 до 1 000 000 рублей. Альтернативой штрафу может стать лишение свободы на срок от трех до пяти лет. С момента вступления в силу закона, то есть с 8.07.2018 года, незаконная добыча таких видов охотничьих ресурсов, как лось и косуля, будет квалифицироваться по части второй статьи 258 УК РФ, при этом виновные лица помимо возмещения причиненного ущерба будут подвергнуты штрафу в размере до 1 000 000 рублей (или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет) либо лишению свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Каждому охотнику надо помнить, что в порыве спортивного азарта или корыстных побуждений незаконно убитое животное может обернуться очень серьезными последствиями.
Резюмируя, хочу отметить, что обычно браконьерство совершается по корыстным мотивам, с целью извлечения выгоды, а также им может стать и стремление отдельных лиц продемонстрировать удаль, своего рода соревнование, кто больше отстреляет животных, не задумываясь об экологическом вреде и иных последствиях. "На наш век хватит" - гласит распространенная и поныне формулировка, которой оправдывали многие неблаговидные поступки еще наши деды. Эти люди не обладают абстрактным мышлением, позволяющим заглянуть в недалекое будущее. Сегодня, как результат такого подхода к охоте, мы видим повсеместное снижение численно- сти копытных животных, в частности, кабана. На наших озерах и болотах стало меньше водоплавающей птицы, в полях и лесах сократилась численность тетеревов и полевой дичи. Не будет большой ошибкой заявление, что всякий охотник хоть раз в жизни был браконьером. Причиной тому служат чрезмерно усложненные правила охоты. Цены на лицензии для простых сельских охотников слишком высоки, а количество их ограничено. Порой наибольшую долю разрешений на добычу объектов животного мира получают сами работники охотнадзора и другие должностные лица на закрепленных за охотпользователем территориях. Охота на ценных зверей становится привилегией богатых. Зачастую стали процветать "царские охоты", которые во многих хозяйствах превратились в чисто коммерческое дело. Мы забыли об этике и культуре охоты, внешнем виде и экипировке охотника, не говоря уже об исконно русских охотах с гончими и подружейными собаками, чучелами на боровую дичь и подсадными на уток. В связи со сложившейся ситуацией честные охотники вынуждены иногда становиться на путь браконьерства. Даже при наличии средств на покупку лицензии, получить ее порой просто невозможно. Этот вопрос надо рассматривать не в рамках ужесточения наказания за нарушение экологического законодательства, а в более широкой форме доступности рядовых охотников к охотничьим объектам животного мира нашей страны.
Г. Амбросенко