Просто остался жив

15 февраля в России отмечается День памяти воинов-интернационалистов. В этом году памятная дата юбилейная и приурочена к окончанию вывода советских войск из Афганистана в 1989 году. В этот день мы вспоминаем военнослужащих, которые проявили самоотверженность, преданность родине при участии в боевых действиях за пределами Отечества, в том числе и в Афгане. На той страшной войне побывали 29 омутинских ребят, один из них погиб. В канун 30-летия вывода советских войск из Афганистана мы встретились с Валерием Леонидовичем Кривошеиным, награжденным орденом Красной Звезды за выполнение интернационального долга.

"Как родная меня мать провожала, тут и вся моя родня набежала…"

Повестка в армию застала Валерия Леонидовича Кривошеина в Омутинском СПТУ, где он проходил обучение на водителя. "19 апреля 1985 года в 6 часов 00 минут вы должны явиться в военкомат для дальнейшей отправки в ряды Советской Армии", - значилось в ней.

Солдат В.Кривошеин, 1985 г.

Накануне отправки родной дом был переполнен друзьями, родственниками и селянами. С гармошкой они провожали восемнадцатилетнего парня из Б-Краснояра. В числе гостей был и Николай Нохрин, два года назад отслуживший на территории Республики Афганистан.

- В Афган попадешь, - сказал он, как будто видя наперед.

"Редко письма отсюда приходят домой, не одна мать-старушка ульется слезой".

Из Тюмени поезд отправился в город Фергана Узбекской ССР. Парни догадывались, что после учебки их направят на войну в Афганистан. Именно первые весенние призывники в то время попадали в столь нежелаемое место срочной службы.

До армии Валера прошел парашютные курсы в г.Ялуторовске, где сделал три зачетных прыжка. Может, это и послужило его зачислению в Воздушно-десантные войска. За три месяца вместо шести парень выучил все боеприпасы и оружие. Пришлось даже гранатомет по полям таскать. Да и климат не радовал. Царапины гноились. Обрабатывали их имеющимся на тот момент единственным средством - йодом. Из Ферганы на гражданском самолете ТУ-154 молодого парня с сослуживцами отправили в Афгани- стан. В документах на отправку было написано: "взамен безвременно выбывших".

- Домой не сразу написал правду, - вздыхая, вспоминает Валерий Леонидович. - Не хотел мать тревожить. Только из-за штемпеля почтового пришлось сообщить, что служу в Афгане.

"Иди и выполняй святой приказ, чтоб родина спокойно засыпала".

Август 1985 года. Вновь прибывшие солдаты советской армии привыкали к азиатскому климату и еде. Исхудавшие после изнуряющей учебки парни набирали вес. И уже через месяц их отправили на первую военную операцию. Нужно было "прочесать" кишлаки в провинции Майдан, обнаружить духов и сообщить руководству. Разведрота на 5 вертушках МИ-8, в каждой не более 10 человек, оправилась выполнять приказ. Подлетая к месту, молодые парни подумать не могли, что сразу начнется обстрел снизу. Вертолеты кое-как сели.

- Мы высадились. Нас сразу "положил" крупнокалиберный пулемет Дегтярева-Шпагина, - рассказывает В.Л.Кривошеин. - Долго лежали на камнях, укрываясь от снарядов. Только когда наши солдаты его обошли, увидели, что к пулемету был прикован смертник. Все "духи" ушли, а его оставили.

"Мой друг упал, лицо красивое в крови, он умирал вдали от родины-земли".

Однажды под Кандагаром солдаты оказались в "каменном мешке".

- Блоки еще не были выставлены. Моджахеды, недолго думая, сразу начали стрельбу, - вспоминает В.Л.Кривошеин. - Моего сослуживца по имени Валера в первые минуты ранило осколком, отскочившим рикошетом от камня. Только его перевязали, услышали вскрик. Поворачиваемся и видим льющуюся по лицу парня кровь. Вторая пуля попала ему в голову. Раненого выносили ночью, спускали почти три тысячи метров вниз, потому что вертолеты не могли сесть на такой высоте. Но увы, до вертушки парня так и не донесли…

Еще две смерти остались у Валерия Леонидовича в памяти.

- Только после боя начинаешь осознавать, что в любую секунду мог умереть, - продолжает афганец. - Как-то получили боевую разведывательную машину на базе БМП. В ней была радиостанция. На ходу у БРМ снялась гусеница. Комадир полка Борисов по рации приказал: "Взорвать машину и уходить!" А мы: "Как? Такую машину новую, мощную, да взорвать?!" Решили ее "переобуть" на месте. Мимо колонной проходили наши машины, направляемые в кишлак, где уже висел красный флаг. И вдруг грохот! К счастью, вражеский снаряд прошел между первой и второй машиной. 

"Войну видали только лишь в кино, а здесь придется жертвовать собою".

Служил Валерий Леонидович Кривошеин в разведроте связистом. Иногда приходилось на себе носить несколько километров тяжелую радиостанцию.

В.Кривошеин: «Я всегда был с рацией», 1986г.

Около города Чарикара были посажены виноградники. Через них советские ребята реши- ли подобраться к "духам", но столкнулись с ними лицом к лицу. Нужна связь, и поэтому Валерию пришлось с рацией ползком выбираться из зеленых зарослей.

Нередко ему подвешивали на спину засекреченную радиостанцию ЗАС, а к ней еще и 200 граммов тротила. При близком подходе врагов необходимо было подорвать рацию вместе с собой. Однажды пуля попала в аккумулятор, и капли электролита обожгли правое плечо. Быстро обтерся и снова в бой. Сейчас доктора спрашивают: "Ты что, ошпарился?"

Шла война, но если приближались дни рождения, то старались их справлять.

- Наберем печенья, сгущен- ку, намажем, - рассказывает Валерий Леонидович. - Чем не праздничный торт?! И запоем ротную песню: "В роще пел соловушка, там вдали…" Только вместо слов "с чарами не справишься" мы пели: "С шурави не справишься". Такое название получили советские военнослужащие в Афганистане.

- Выдавались ли вам "фронтовые сто грамм"?, - спрашиваю.

- Нет, этим нас не баловали. Вот только когда Мохаммада Наджибуллу назначили президентом Республики Афганистан, мы попробовали настоящего французского коньяка.

"Уставшею походкой шел молча он домой и вдруг на перекрестке застыл как неживой".

5 мая 1987 года Валерий Леонидович в числе 150 дембелей на военно-транспортном самолете Ил-76 отправился из Кабула в Советский Союз. До границы летели высоко, чтобы враги не сбили. Духота давила грудь, но парням все равно казалось, что воздух свежее, чем на войне. И вот самолет резко снижается, выходит командир экипажа и объявляет: "Мы пересекли границу Союза Советских Социалистических Республик". Это надо было видеть! Самолет закачался оттого, что все 150 человек подскочили с сидений и закричали: "Ура!" Потом еще четверо суток на поезде. И вот она, станция Омутинская, настолько дорогая сердцу. Раннее утро. От вокзала Валерий шел пешком. Около моста его встретил ехавший на "Москвиче" мужчина, который довез до родного села. Только на перекрестке вышел из машины, как увидел идущую навстречу маму.

- Она, наверное, почувствовала, что я где-то рядом, - дрожащим голосом продолжает рассказ Валерий Леонидович. - Не было и 6 часов утра, а она встретила. Да и письмо, в котором я написал, что еду домой, прийти не успело.

"Вспомним, ребята, мы Афганистан, зарева пожарищ, крики мусульман".

Сразу после армии мой собеседник женился. Воспитал четверых детей, родилось двое внуков. Живет сейчас в деревне Томская, ведет личное подсобное хозяйство. Несмотря на полную забот повседневную жизнь, Валерий Леонидович часто вспоминает военные дни. В сентябре 2018 года, после тридцатилетнего перерыва, он встретился со своими сослуживцами. Лучшие боевые товарищи Аркадий Кукулеско и Виктор Липинский нашли его и приехали к нему в деревню. Почти двое суток вспоминали, как воевали в Афгане: свой первый бой, потери друзей, жестокие лица "духов", горные кровавые вершины, долгожданные вертушки. 

"Помянем не вернувшихся парней единственной минутою молчанья".

На стене перед обеденным столом у Валерия Леонидовича Кривошеина висит фотография омутинцев, воевавших в Афганистане. Он с нетерпением ждет встречи с ними. Традиционно, 15 февраля, у стен Шабановской школы они помянут минутой молчания парней, героически погибших в той проклятой десятилетней кровавой бойне. Возложат венок к могиле Сергея Соловьева, прибывшего в Омутинский район "грузом 200".

- Если бы у вас был выбор: служить в Афганистане или на родной стороне. Вернулись бы в те события?

- Если поднять всех погибших ребят, - опустив голову, ответил воин-интернационалист, - тогда, конечно же, да.

- За что получили орден Красной Звезды?

- За то, что просто остался жив, - прошептал Валерий Леонидович.

Воспоминания трогают душу

За особые заслуги в советском обществе Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1987 года Валерий Леонидович Кривошеин награжден высокой государственной наградой - орденом Красной Звезды.

Т. Некрасова Фото А. Саутиева и из семейного альбома

Поделиться: