8 мая в районном Доме культуры состоялось встреча главы Омутинского муниципального района В.Д.Воллерта с ветеранами, посвященная празднованию 74-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. За празднично накрытыми столами собрались люди военного поколения: труженики тыла и дети войны, пережившие годы тяжких испытаний, проявившие беспримерную стойкость и силу духа.
Открывая торжество, Виктор Давыдович обратился к почетным гостям со словами поздравления и благодарности:
- В эти знаменательные дни мы отмечаем очередную годовщину Великой Победы. Время неумолимо, год от года остается все меньше воинов, которые боролись с фашизмом на полях сражений, бились за Москву, Сталинград и Ленинград, победили на Курской дуге, прошагали до Берлина. Свой вклад в победу внесли и те, кто трудился в тылу, растил детей, в неимоверно трудных условиях, в голоде и холоде обеспечивал фронт продуктами питания, оружием, вещами и медикаментами, лечил раненых. Большое спасибо и низкий поклон фронтовикам и участникам трудового фронта за мирное небо и восстановление народного хозяйства в послевоенные годы.
Здоровья вам и долгих лет жизни, уважаемые ветераны!
Убеленных сединами ветеранов также приветствовали военный комиссар Омутинского Армизонского и Юргинского районов А.В.Филипенко, заместитель главы района, начальник управления по работе с территорией О.А.Кузнецов, главы сельских поселений, представитель районного совета ветеранов Н.В.Борисова. Все выступавшие отдали дань уважения героическому поколению Победителей, не щадившему жизни в борьбе с вероломным захватчиком. Со сцены звучали и личные истории. Депутат Омутинской сельской Думы Вера Григорьевна Вешкурцева рассказала о своих родных. Ее дед Николай Васильевич Вешкурцев воевал на Волховском фронте. Он погиб 20 апреля 1942 года, защищая город Ленинград. Могила солдата была найдена поисковым отрядом только в 68-м году. На месте захоронения в Псковской области установлен мемориал, на котором навечно высечены имена 11 тысяч погибших воинов. В родном селе у сложившего голову бойца остались жена и пятеро детей. Единственным мужчиной в семье стал сын Гриша, который в девять лет пошел работать, взвалив на детские плечи заботу о сестрах.
***
Рано пришлось повзрослеть многим участникам торжественной встречи. "Все для фронта, все для победы!" - этот лозунг с детства знаком омутинцу Юрию Ивановичу Епреву. Во время войны он учился в 1-м классе "мыльниковской" школы, располагавшейся по ул.Советская.
- Первая учительница у меня была Фаина Яковлевна, фамилию уже позабыл, - говорит ветеран. - После уроков или до занятий нас посылали на колхозные поля колоски собирать. Говорили: "Дети, не ешьте колоски и домой не берите, они ядовитые. Из них будут лекарства делать для солдат". На увале, где сейчас кладбище, стародубок море росло, их тоже заготавливали, почки запасали. Я хоть и малой был, а понимал, что это важно. Когда пришло известие о начале войны, мой отец с дядей выпивали в черемуховом саду, был выходной. Мне разрешили взять велик. В Омутинке велосипедов еще ни у кого не было, да и у нас он появился, можно сказать, по случаю. Отец в потребсоюзе на машине работал. Однажды на район вез два велосипеда, один случайно упал и поломался, его списали. Отец отремонтировал и забрал себе. Ну вот, 22 июня я круги нарезаю, тут раз и объявили войну. Сразу всех мужиков стали вызывать в военкомат, велели в назначенное время собраться на увале. Жили мы тогда в избушке, дровишками на зиму еще не успели запастись. Отец пьяный быстро садится за руль, забирает меня, грузчиков и в лес. Помню, как бревна в кузов летели. Два рейса сделал, дров привез.
Перед отправкой на фронт Иван Алексеевич как мог позаботился о семье. Велосипед сразу продал за мешок муки, сказав жене: "Это на войну тебе, мать". Не забыл и о сыновьях. Впопыхах купил Юре игрушечную машинку, а брату копилку. Судьба сберегла сержанта Епрева. Он дошел до Берлина и расписался на рейхстаге. Юрий Иванович гордится отцом и дядьками, мужественно сражавшимися с врагом.
Марии Петровне Осинцевой из с.Б.Краснояр месяца не хватило до звания участник трудового фронта. В годы Отечественной войны ей было 10 лет. Семья жила в Тобольском районе. Отца забрали в армию. На руках у матери осталось двое детей.
Мария Петровна не может забыть голодное военное детство.
- Еда была скудной, питались тем, что добывали, - вспоминает она. - Собирали лебеду, ягоды, картошку мороженную в земле, делали паренки. Мне запомнилось, что сеяли много турнепса. Полегче было тем, у кого остались корова или поросенок. Родители работали, поэтому на детях были все обязанности по хозяйству: коров выгоняли на пастбище, окучивали и копали картошку. Но возраст брал свое, успевали и поиграть. Школа располагалась за семь километров, поэтому я уходила из дома на целую неделю. С собой булка хлеба и бидон молока.
Тетрадей не было, писали на газетках, между строчками. Жили без электричества, радио, но как-то все выдержали. 9 мая 45-го года ученики и учителя радостные высыпали на школьный двор. Кругом смех, слезы, крики: "Ура! Победа!"
Я довольна, что присутствую на такой теплой встрече, благодарю за приглашение. Рада от души, просто эйфория какая-то!
Тамара Борисовна Некрасова родилась в декабре 1941 года в с.Ситниково.
- Хорошо помню послевоенное время. Такой был голод! - рассказывает женщина. - Нас у мамы четверо, папа умер, когда мне исполнилось полтора года. На фронт его не взяли по состоянию здоровья. Он работал начальником маслоцеха на молочно-консервном заводе. Мама зарплату копеечную получала. Земельный участок был маленький. Картошки не хватало до весны. Я, маленькая, ходила по огородам и пела военные песни про погибших партизан, искалеченных солдат. Из жалости односельчане давали немного картофеля на посадку. Сестра с братом просили милостыню, как тогда говорили, ходили по миру. Будто сейчас перед глазами: мама чугун ведерный наберет лебеды, кипятком зальет и в печку русскую поставит. У соседки поллитру молока попросит, забелит, и нас накормит. Мы, ребятишки, где-нибудь на полянку привалимся, молодую крапиву, конотоп, калачики намнем и едим, лишь бы желудок наполнить. Потом совсем оголодали, ветром качало. Нас забрали в детский дом, чтобы подкормить. Сестра была в Ситниковском детдоме, я в Омутинском три года. После войны хлеб выдавали по норме на каждого члена семьи. В час приходим к магазину, записываем на ладошке очередь, садимся на ящики и ждем свежий хлебушек. Тогда булки были нестандартные, большие, их разрезали. Я стою у прилавка и молю: "Боженька, пусть мне кусочек еще дадут, добавочку к булке". Полученную пайку мама на пять частей разделит, хочешь сейчас ешь, а хочешь вперед береги. Старший брат в школе не учился, нечего было надеть. У нас один приходит, одежку снимает, второй надевает. Несмотря на бедность, мама с детства приучила чужое не брать, ни копейки, ни крошечки. Этому правилу следую всю жизнь. Мы ведь воспитывались на книгах "Честь" Григория Медынского, "Честное комсомольское", "Сердце Бонивура".
***
У каждого присутствовавшего на встрече есть собственная пережитая история войны и одна на всех Великая Победа, доставшаяся ценой огромных потерь и лишений. Прозвучавшие в адрес ветеранов аплодисменты, преподнесенные им цветы и памятные подарки - лишь малая толика благодарности людям, в тяжелейших условиях отстоявшим свободу родины. На протяжении двух часов продолжалась концертная программа, подготовленная в честь ветеранов работниками культуры. В исполнении солистов и творческих коллективов прозвучали песни военной поры и современные композиции. Ветераны с удовольствием подпевали, некоторые танцевали под мелодии юности. Чувствовалось, что День Победы был и остается для них самым важным и дорогим праздником.
А. Пайвина Фото А. Саутиева