Прошли актёрскую школу

В одном их прошлых номеров «Сельского вест- ника» мы рассказали об истории становления Ому- тинского народного театра. Своими воспомина- ниями с читателями поделились участники круглого стола, посвященного Году театра. Сегодня театральную летопись продолжают представители труппы, создававшие спектакли в конце 80 - 90 годах.

Повезло с коллективом Анфиза Михайловна Бетехтина:

 


- Я работала на ферме Томская, в сельском клубе. Так случилось, что решила уволиться. Пришла к завотделом культуры Наталье Павловне Еремеевой с заявлением. Она внимательно посмотрела на меня и говорит: "Никуда не пойдешь, будешь работать в районном Доме культуры заведующей постановочной частью. Григорий Николаевич Лутошкин тебя всему научит". Сначала мне было тяжело. Но в РДК оказался дружный, творческий коллектив, как одна семья! Мне повезло в том плане, что довелось поработать с такими людьми в возрасте двадцати одного года, когда формируется характер, взгляды на жизнь. Это была школа человеческих отношений, дисциплины, уважения к людям. У Григория Николаевича существовало обязательное правило: люди приходят на репетицию после работы, значит, надо вскипятить воду, заварить чай. Он говорил: у нас должно быть все готово - выгородка на сцене, костюмы, чтобы актеры только играли. В мои обязанности как завпоста входила подготовка реквизита, работа с актерами, фонограммами, которые раньше записывались на аудиокассеты. Компьютеров не было, поэтому пьесу выписывали по почте. Потом каждому в тетрадку расписывалась роль. Когда я набралась опыта, Григорий Николаевич предложил попробовать себя в качестве режиссера, набрать молодежный состав. Постепенно стали приходить школьники. Они смотрели спектакли, допускались на репетиции. Вход был свободный с одним условием: смотри, но не шуми. Ребята наблюдали за игрой старшего состава, иногда участвовали в постановках. Видя их большое желание заниматься, родилась идея организовать драматический кружок. Начинали мы с детских представлений и спектаклей. Потом пошли молодежные "Я всегда улыбаюсь", "А зори здесь тихие" и другие. Мне кажется, в Омутинке нет человека, который не соприкоснулся с театром. У нас в ПКУ как-то был вечер, на который приглашались юбилейные школьные выпуски. Собралось человек сто, и в каждом выпуске нашлись те, кто у нас занимался.

 


Игорь Фатеев, Татьяна Решетникова, Роман Григорьев, Владимир Михин, Надежда Захарова, Юрий Кириллов, Елена Кузякина, Жанна Нежданова, Галина Елишева, Александр Лиманский - этот список актеров, игравших в театре в начале 90-х годов, можно продолжать.

 

 

Как молоды мы были

 


В молодежный состав народного театра входила и Валентина Никитична Васильева. Зрителям запомнились ее яркие, характерные образы - бабка Щепка из "Пролетарской мельницы счастья", горничная Васюта из вампиловской пьесы "Двадцать минут с ангелом", незабываемая Тузикова из "Барабанщицы", хозяйка французского мотеля в постановке "Вечерний плен".
Валентина Никитична Васильева:

 


- Так сошлись звезды, что меня пригласили играть в театр. Актерские навыки оттачивали на детских спектаклях. Это была хорошая наука, как держаться на сцене, двигаться, говорить.

 

Дети - самый тонко чувствующий зритель, их не обманешь. Выступать перед ними - величайшая ответственность. Бабку-Ежку играла в нескольких постановках. Всякий раз она у меня была разная: и старенькая, согнутая, и модная, в стильном наряде. Из серьезных спектаклей запомнилась постановка "Я всегда улыбаюсь". Особенно мне дорога роль Лизы Бричкиной из "А зори здесь тихие". Как сейчас помню, осталось минут десять до начала спектакля. Кулисы закрыты, зал дышит. Я в щелочку посмотрела: сидят фронтовики, на груди "иконостас" из медалей. Было потрясение, ведь предстояло играть перед людьми, которые не понаслышке знают, что такое война. Потом были еще несколько постановок Андрея Сметанкина.

 

Пришлась по душе роль Натальи Тузиковой в "Барабанщице". Она скандалистка, полотенцем гоняла детей по сцене. Их роли исполняли Паша Кугаевский и Саша Решетников. Я любила сама подбирать костюмы для своих героинь. То в мамино платье наряжусь с вельветовым жилетом и ее "фартушком", то синий халат технички надену. Режиссеры, у меня их было трое, относились к моему молодому нахальству лояльно.

 


Увлечением юности стал народный театр и для Артура Саутиева.

 


- Мы к Анфизе Михайловне ходили на драматический кружок, - вспоминает он. - Можно сказать, находились на сцене с самого детства. Со временем Григорий Николаевич Лутошкин стал приглашать в постановки. Помню, участвовали у него в чеховских водевилях. Повезло поработать с режиссером Андреем Петровичем Сметанкиным - это талантище, который, я считаю, принес новую волну. У него много чему можно было поучиться. Он обладал режиссерским чутьем, умел зажечь актеров и сам играл прекрасно. Постановки у Андрея Петровича были с изюминкой, в духе времени. Интересно проходили репетиции. Часто актеры перевоплощались в своих персонажей уже со входа в Дом культуры, реплики героев переходили в обычную жизнь. Мне было двадцать лет, честно признаюсь, серьезно к театру тогда не относился, просто нравилась общение и творческая атмосфера.

 


Актеры вспоминают, что в труппе царил командный дух. Любой чувствовал, что от его стараний зависит весь коллектив. Спектакли готовились долго и тщательно, отрабатывалась каждая мизансцена, часто репетиции затягивались до поздна.

 

 

Премьера -особый день

 


Театральные постановки собирали десятки зрителей. Притом что билет стоил не дешево по тем временам, более 50 коп., зал всегда был полон. Вырученные средства шли на реквизит и костюмы. Декорации делал художник РДК, а когда ставку убрали, сами актеры пилили, красили, шили. Руководство района не вмешивалось в творческий процесс, но бдительности не теряло. Работники отдела пропаганды и агитации райкома партии в советское время отсматривали все культурные программы и даже выступления вокально-инструментальных ансамблей. Могли сказать: эту песню уберите, здесь реплику замените. То же самое было и с театральными спектаклями. "Приходило два-три человека, садились в первый ряд, и мы работали на пустой зал", - говорит Анфиза Михайловна Бетехтина.

 


Особым днем, по воспоминаниям актеров, была премьера. Она всегда сопровождалась волнением. Люди спрашивали лишний билетик. Спектакли проходили с аншлагом. Иногда разные постановки шли по три дня подряд, и некоторые зрители не пропускали ни одного. По окончании пьесы зал аплодировал стоя. Артисты выходили на поклон. Цветы подносить было не принято, но зрители кричали: "Браво!", "Молодцы!" Руководители райкома партии и комсомола, райисполкома заходили в гримерочные и говорили актерам "спасибо". Разбор полетов и замечания оставлялись, как правило, на потом.

 


Забавный случай рассказала Анфиза Михайловна:

 


- В спектакле "А зори здесь тихие" у нас был бесподобный Федот Васков. Его играл Костя Костров, он работал мастером в СПТУ - 18. Конец апреля, у нас премьера 7 мая. Костя мне говорит: "Матушка моя, я на репетицию-то буду ходить, а на премьеру - не знаю. Мы на посевную уезжаем". У всех был шок, но в итоге закончилось все благополучно, спектакль отыграли.
Годы, связанные с народным театром, для актеров разных поколений были не просто интересным времяпрепровождением. Они открывали для себя мир искусства, получали вдохновение от творческой самореализации и зрительского признания. Независимо от количества сыгранных ролей по сей день это остается дорогой страницей их жизни, которую вспоминают с теплотой и ностальгией. Бывшие актеры и режиссеры поздравляют друг друга с Международным днем театра.

 

Некоторые готовы хоть сейчас снова выйти на сцену, примерить на себя различные образы, прожить на подмостках жизни персонажей. Ветераны народного театра посоветовали новому режиссеру Роману Григорьеву не забывать старую гвардию, набрать смешанную труппу и поставить что-нибудь легкое, например, комедию. Чтобы люди могли прийти на спектакль и отдохнуть, получить положительные эмоции, которых порой так не хватает.

 

А. Пайвина Фото из личных альбомов

Поделиться: