Жив ли школьный огород?

На дворе август - пора сбора первого урожая.

Немало овощей, ягод и цветов выращено

на школьных учебно-опытных участках.

За какими культурами ухаживают учителя и дети,

как будет использоваться выращенная продукция

и почему возникают трудности со школьной

"отработкой", мы поинтересовались у руководителей

образовательных учреждений района.

Внедряем агротехнологии

В Омутинской средней школе № 2 учебно-опытный участок располагается на 3 га. Учащиеся школы получают здесь практические навыки работы. С 2012 года согласно распоряжению Правительства Тюмен- ской области на базе школы внедряются агротехнологии. Создан сборный агрокласс, где проходят обучение школьники 8 - 10 классов. В соответствии с заключенными договорами один раз в месяц для проведения занятий приезжают преподаватели Государственного университета Северного Зауралья. Кроме того, уча- щиеся агрокласса выезжают на обучение непосредственно в вуз, ежемесячно бывают с экскурсиями на сельхозпредприятиях района. По окончании обучения ребятам выдается свидетельство, которое дает право на 10 дополнительных баллов к ЕГЭ для поступления в университет Северного Зауралья. На учебно-опытном участке выращиваются все основные культуры, две теплицы занимают помидоры и огурцы. Школа полностью обеспечивает себя рассадой капусты и цветов. Выращенные овощи реализуются предпринимателям села, частично идут в питание детей, с этой целью организуются дополнительные витаминные столы.

Собираем отличный урожай

Отличный урожай собирают на пришкольном участке Вагайской СОШ: 400 кг картофеля, 50 кг капусты, по 40 кг лука, свеклы, по 20 кг огурцов и помидоров. Овощей, которые хранятся в подвальном помещении, хватает до Нового года.

- Все, что выращено ребятами, идет в дело, - говорит директор школы Евгений Воло- дин. - Проблем с реализацией продукции нет. В 2018 году сделали в Роспотребнадзоре соответствующие сертификаты на овощные культуры, сбываем их обслуживающей организации "Магия вкуса". Конечно, комбинату питания это не особенно выгодно. В начале сотрудничества у нас были некоторые сложности. Мы неоднократно встречались с руководством комбината, вели диалог и нашли взаимопонимание. Полученные средства идут на нужды школы. Экономический эффект от реализации овощей невелик. Но приучать детей к труду надо. Мы живем в селе, и они должны иметь представление, как работать на земле. Многое зависит от отношения родителей. Стараемся убеждать взрослых на родительских собраниях. С ребятами, которые отлынивают от отработки, индивидуальную работу про- водят классные руководители. Разбиваем количество школьников на три месяца. Систематически отрабатывают до 10 - 15 человек.

В Ситниковской средней школе один из самых больших пришкольных участков в районе. По словам заведующей филиалом ОСОШ № 2 Юлии Максимович, более половины площади занимает картофель. В двенадцатиметровой теплице - перцы и капуста, ребятня уплетает свежие огурчики, зелень и малину.

Будущие восьмиклассники ОСОШ № 2 трудятся на учебно-опытном участке

- У нас хорошее овощехранилище. В прошлом году реализовали часть овощей в детский сад "Ромашка". Тепличные овощи продаем педагогам и населению. На вырученные средства приобрели шторы в столовую, закупаем семена. Сейчас ведем переговоры о продаже овощей с владельцем одного из кафе. Если говорить о социально значимой деятельности, то у нас практически нет отказов от родителей. В этом учебном году мы сократили время отработки до пяти дней, и учащиеся идут на нее охотнее.

Вместо огорода - цветы

В ОСОШ № 1 летом 2019 года огорода нет. Как пояснила директор школы Елена Казаринова, школьное овощехранилище находится в аварийном состоянии, поэтому вместо грядок с овощами посадили цветы. Теплица, где выращивалась цветочная рассада, удобрена и закрыта до следующего посадоч- ного сезона. Собственных средств на ремонт овощехранилища или аренду такового у школы недостаточно, так как они не были заложены в финансово-хозяйственный план. 

По решению руководства образовательного учреждения пришкольный участок в этом году перепрофилировали. Здесь заложили вишневый сад, - саженцы принесли из дома учителя и дети, выращивают малину.

- Этим летом у нас прошла акция "Сладкая ягода", - рассказала Елена Казаринова. - В ее рамках были сделаны подарки ветеранам педагогического труда, их у нас много - более двадцати. Каждому вручено по ведерку спелой малины. Учитель биологии, завуч по учебно-воспитательной работе Ольга Мельникова, которая курирует школьное лесничество, вместе с детьми проводят опыт по выращиванию саженцев кедра, сосен и ели для Омутинского лесного хозяйства. Вдоль нового ограждения пришкольной территории высажены можжевельник и елочки. Учащиеся занимаются трудовой деятельностью в форме отработки и по программе летней занятости. После ремонта овощехранилища снова будем садить овощи. У нас их обычно хватает на весь год. Планируем заниматься реализацией выращенной продукции, все необходимые для этого документы имеются.

Отказались от выращивания собственных овощей и в Шабановской средней школе. По словам заведующей филиалом ОСОШ № 1 Натальи Риффель, почва на школьном огороде выработана. Получить высокий урожай не удается, овощи вырастают мелкие. Возникают трудности с реализацией из-за невостребованности выращенной продукции. Трудовое воспитание учащихся проходит в отряде "Садовода", отрядах мэра. Дети ухаживают за цветниками, работают на благоустройстве села и школы, оформляют интерьеры образовательного учреждения.

Морковь проредили зайцы

В теплице Большекрасноярской школы прекрасно созревают помидоры и перцы. На участке - картофель, кабачки, огурцы, свекла, горох, бобы, кукуруза, зелень. Есть чем полакомиться летом школьникам. Как говорит заведующая филиалом ОСОШ № 1 Антонина Робканова, посаженное детскими руками, растет как на дрожжах. Содержание участка требует затрат: необходимо нанять трактор для вспашки, закупить солярку, регулярно скашивать траву, также требуются семена, хозинвентарь. Но за счет энтузиазма учителей традиция школьного огородничества продолжается.

- Школа в этом году отмечает 52-летие. Все это время пришкольный участок содержится. Он расположен недалеко от леса. В последнее время, видимо, благоприятные условия для размножения зайцев. Они наведываются на грядки три года подряд. Весной съедают саженцы капусты. В прошлом году пришлось подсаживать несколько раз. Посеяли корне- плоды, не помогло. Свеклу и морковь ушастые вырвали и съели.

Едят ребятки овощи с грядки

Как правило, уменьшаются площади участков в небольших школах. Причины: сокращение количества учащихся, нет необходимости в больших объемах заготовок, проблемы с хранением и реализацией продукции.

В Окуневской и Ю-Плетневской школах основной контингент учащихся составляет младшее звено. В старших классах по 2 - 4 ребенка, поэтому возникают сложности с обработкой участков, нагрузка ложится на педагогов. Имеются и общие для всех школ проблемы. Согласно закону об образовании привлекаться к социально значимой деятельности несовершеннолетние могут только с согласия родителей. Некоторые школьники не приучены к физическому труду и не занимаются им даже дома. Выросло число детей, страдающих аллергиче- скими заболеваниями.

Несмотря на это пришкольные участки содержатся в ухоженном состоянии. В Журавлевской СОШ овощи идут на питание школьников. Собственный погреб подтапливается грунтовыми водами, поэтому хранить корнеплоды приходится в Ситниковской СОШ. На участке возродили яблоневый сад. Заведующий пришкольным участком Сергей Кайнов посадил около 30 саженцев плодовых деревьев. Яблоки реализуются населению и являются стимулом для ребят, пришедших на отработку. Ученикам разрешается их не только пробовать, но и уносить с собой. Также в школе посадили вишневый сад.

Окуневцы вырастили в прошлом году отличный чеснок, которого хватило на весь год да еще и на продажу осталось. На средства, вырученные на осенней ярмарке, купили грамоты и устроили чаепитие для детей.

***

Ситуацию с учебно-опытными участками прокомментировала начальник отдела образования администрации района Наталья Вандышева:

- В летний период учащиеся общеобразовательных учреждений могут заниматься раз- личной социально значимой деятельностью. Это волонтерство, работа по благоустройству, в отрядах овощеводов. Все направления реализуются на добровольных началах. Тем не менее, поскольку у нас аграрный район, необходимо делать акцент, прежде всего, на приобщение ребят к сельскому труду. На очередном совещании будет поставлен вопрос о восстановлении огородов в ОСОШ № 1 и Шабановской СОШ. Считаю, что руководителям всех школ следует уделять больше внимания этому направлению. Заранее заботиться, чтобы расходы на содержание пришкольных участков были заложены в бюджет. Активнее проводить работу с индивидуальными предпринимателями, учреждениями с целью реализации выращенных овощей.

Надо приучать детей к труду.
Мы живем в селе, и они должны иметь представление,
как работать на земле.

Анжелика Пайвина Фото автора

Поделиться: