Одним из серьезных преступлений против государственной власти и интересов муниципальной службы является получение взятки, которое относится к нарушениям законодательства о противодействии коррупции и за него установлена уголовная ответственность. Такой служащий подлежит увольнению. И даже если в действиях служащего нет состава преступления, его все же могут уволить, если работодатель выяснит, что он не соблюдал требования к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.
Исходя из положений УК РФ, взятка может предоставляться в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера. Она может быть предоставлена в завуалированной форме, например, как банковская ссуда в долг или под видом погашения несуществующего долга, оплата товаров по заниженной цене, покупка товаров по завышенной цене, заключение фиктивных трудовых договоров с выплатой зарплаты, льготный кредит, завышенные гонорары за лекции, статьи, уменьшение арендной платы и т. д.
В некоторых случаях взяткой будет считаться и подарок. Обратите внимание, для государственных и муниципальных служащих установлен запрет на получение подарков стоимостью свыше 3 тыс. руб. Запрет не распространяется на случаи дарения в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями.
Основным отличием подарка от взятки является его безвозмездность. Взятка дается за конкретное действие (бездействие) по службе или за общее благоприятствование в пользу дающего или представляемых им лиц. При этом не имеет значения, что произошло в первую очередь - получение взятки или действие, главное, чтобы до совершения действия между лицами была договоренность.
Итак, получение служащим взятки является коррупционным правонарушением и неразрывно связано с таким понятием, как конфликт интересов. В силу ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Под личной заинтересованностью служащего понимается возможность получения им или членами его семьи и родственниками доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ).
Для государственных и муниципальных служащих установлена обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
И первое, что должен сделать служащий, - это уведомить в порядке, определенном работодателем в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только узнает об этом.
Государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.
Невыполнение этой обязанности является правонарушением, влекущим увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение к иным видам ответственности по законодательству РФ (ч. 1, 3 ст. 9 Закона № 273-ФЗ).
Принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов обязан и работодатель, если ему стало известно о возникновении у служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного положения служащего, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной конфликта.
При применении дисциплинарного взыскания работодателю следует учитывать характер коррупционного право- нарушения - тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов.
Юлия Кокшарова,
старший юрисконсульт ПН
МО МВД России "Омутинский" майор внутренней службы
Юлия Кокшарова