Мастер чистой речи

Елена Данченко мечтала о профессии логопеда с юности Когда ребенок начинает выговаривать все звуки? Есть ли повод для беспокойства, если ваш малыш шепелявит либо ему никак не поддается коварный звук «р»? Стоит ли обратиться за консультацией к логопеду или нужно ждать, когда «само рассосется», мы узнали, пообщавшись с учителем-логопедом ОСОШ № 2 Еленой Данченко.

Двадцать пять лет назад в районе ввели ставку логопеда для работы с дошкольниками. Так совпало, что в этот год Елена Данченко окончила Тюменский областной государственный институт развития регионального образования, получив профессию "учитель-логопед". Специалисту предложили занять должность, и она окунулась в работу своей мечты.

- После школы поступила в педучилище на воспитателя, - рассказывает собеседница. - С первых пар заинтересовалась предметом "логопедия". В то время вузы не учили на логопеда, поэтому поступила в Шадринский пединститут на специальность преподаватель педучилища по педагогике и психологии.

Одновременно выучилась на методиста- инспектора по дошкольному воспитанию.

С первых дней Елена поняла, что выбрала важную профессию, - помогать малышам детских садов справляться с неподдающимися звуками. В настоящее время специалист работает со школьниками. В начале учебного года совместно с учителями проводит экспресс-диагностику среди первоклассников. При выявлении у детей нарушений приглашает на беседу родителей. С их согласия обследует каждого ребенка углубленно, где просматривает все компоненты речи, составляет план индивидуальных занятий.

- Как родители реагируют на выявленные у их чада нарушения?

- Лет двадцать назад наша профессия казалась необычной, даже экзотической. Некоторые считали, что она не настолько важна. Сейчас это мнение изменилось, поэтому с родителями стало легче общаться. Многие из них приходят сами, чтобы совместными усилиями решить проблемные вопросы. На собраниях, беседах постоянно объясняю, что невнимание взрослых к недостаткам речи ребенка имеет весьма отрицательные последствия. Часто родители умиляются первым неправильностям и своеобразию речи своего малыша, записывают их и пересказывают друзьям. Часто встречающиеся "гамазин" или "гебемот" вызывает у взрослых смех. Многие не задумываются о том, что проблемы с речью, нерешенные в раннем возрасте, подрастут вместе с ребенком. Неправильное звукопроизношение может привести к трудностям в овладении письмом и чтением. Начинает срабатывать правило: как говорим, так и пишем.

- С какими нарушениями родители и дети обращаются чаще?

- Большая часть мам и пап просят помощи в постановке у ребенка звука "р". Задача логопеда - объяснить, что необходимо работать не только над этим звуком. Нужно избавляться от других выявленных нарушений одновременно. Сов- местная работа всегда при- ведет к положительному результату. Чем раньше начать занятия, тем больше шансов на успех.

Занятия Елена Данченко строит в зависимости от личностных особенностей, характера и потребностей каждого ребенка. Она может заниматься с учеником индивидуально, корректируя не только его речь, но и психологическое состояние, определяя проблемы и работая над ними. А когда ребенок будет готов - помогает ему общаться с другими детьми, учит взаимодействовать в коллективе на групповых занятиях. Часто педагог применяет игровую форму работы. Через нее ребенок учится выполнять артикуляционную гимнастику, правильно произносить звуки, четко проговаривать сложные слова, составлять предложения и рассказы. На занятиях используются приемы массажа, упражнения, постановка языка с помощью специальных логопедических зондов. Кроме корректировки звукопроизношения у детей, развивается мелкая моторика рук.

- Как думаете, ваша профессия будет востребована в будущем?

- Деток с различными нарушениями речи с каждым годом меньше не становится: кто-то шепелявит, кто-то картавит, а для кого-то трудными оказываются другие звуки. Поэтому наша профессия нужна и, уверена, с годами не потеряет актуальности.

- За что любите работу?

- Моя профессия - источник поводов для ежедневного удивления и восхищения. Награда за мой труд - это счастливые лица детей. Радуют их успехи, нравится вселять в них уверенность, помогать, говоря, что все получится, смотреть, как они преодолевают трудности, растет их самооценка. Когда они начинают выговаривать, например, звук "р", у них загорается блеск в глазах, а я вижу свой результат.

После общения с Еленой Данченко понимаешь, что логопед - это специалист разноплановый, который должен знать анатомию, физиологию чело- века, психологию, педагогику и многое другое. Для этого Елена обучается на курсах повышения квалификации. Так, в 2019 году прошла курс лекций в Международном центре развития ДЭНС-терапии. Имеет сертификат на проведение логопедического массажа.

После рабочего дня Елена Данченко углубляется в домашние заботы. Удовлетворение получает от ухода за цветами, увлекается дизайном. Запас заготовок, которых, по словам супруга, в "промышленных масштабах", каждый год хозяйка пополняет новыми. Но то, что логопед делает своим кропотливым трудом - приведение звукопроизношения детей в норму - является ее главной отдушиной.

Татьяна Некрасова Фото Артура Саутиева

Поделиться: