Татьяна Засыпкина в юности не имела представления о деревенской жизни. Влюбившись в отслужившего солдата, она не захотела с ним расставаться и приехала в Зимовье-Вагай - село, где жили его родители.
Для молодой горожанки, уроженки Новосибирской области, все было в диковинку.
- Прошло почти три десятка лет, когда впервые увидела корову не на картинке, - с улыбкой рассказывает Татьяна. - Какое-то время боялась к рогатой подойти. Свекровь учила буренок доить и за другой животиной ухаживать. Если выбираешь деревенскую жизнь, будь добра, принимай все ее "прелести". С мужем сразу обзавелись хозяйством, занялись огородом.
Численность свиней доходила до 22 голов. Тогда это было, скорее всего, пробной версией нынешнего дня, сегодня - мое любимое дело. Душа поет, когда вижу пасущееся стадо или зароды сена около домов.
Сейчас в хозяйстве Засыпкиных 11 голов дойных коров, стельная нетель и бык-производитель. Есть несколько годовалых телочек. Татьяна надеется, что молодые буренки на следующий год пополнят дойное стадо, увеличат количество надоя, и мечта мужа осуществится.
- Юрию до полного счастья не хватает пресс-подборщика, - делится женщина. - До прошлого года он сам косил и греб сено, метал зароды. С увеличением количества поголовья решил тюковать. Своего пресса нет, пришлось нанимать. А это немалые дополнительные расходы. Накрутили 500 центнеров. Думаем, КРС и 30 овечкам хватит. Я успокаиваю Юру: "Будет молоко, будут деньги". Вечерами сижу и высчитываю. Супруга убеждаю, что еще надо штук шесть буренок прикупить. Из всех родившихся рогатых больше телочек. Тоже, говорю, знак на увеличение поголовья.
Летом месячный надой засыпкинских коров составляет четыре тонны, зимой - около двух с половиной.
- Два года назад столкнулись с проблемой, - делится Татьяна. - Переработчики не стали принимать молоко у частников. Обратились в районную администрацию. Тогда еще работали Александр Викторович Робканов и Геннадий Ильич Амбросенко. Они посоветовали оформить крестьянско-фермерское хозяйство и помогли заключить договор с Ситниковским комбинатом. Мы согласились со всеми условиями, даже с мизерной закупочной ценой. Не бросать же хозяйство, столько трудов вложено. Да и за качество молока не стыдно. Жирность - 4,5 процентов при базисной 3,6. Такого показателя у "иностранок" нет, поэтому своих сибирских на них не променяю.
Дочек, так называет Татьяна коров, хозяйка бережет. Она долго не могла свыкнуться с доильным аппаратом, который купила в августе 2019 года.
- Руками до капельки все выдою, каждую трещинку почувствую, - продолжает Татьяна. - Мастита точно не будет. Молоко через день забирают молоковозы. Когда большие снежные заносы, справиться с бездорожьем часто помогают трактора Ивана Васильевича Алабугина, за что ему огромное спасибо. Кстати, дробленку и солому покупаем только у него.
Зимой, пока нет пастбищного сезона и буренки ждут отела, супруги смотрят фильмы и телепередачи. Больше времени остается на общение с детьми. Их у Засыпкиных четверо. Старший сын Евгений женат, имеет маленьких детей, живет в Тюмени. Приезжает в гости, чтобы полакомиться свежими творогом и сливками, попить парное молоко. Дочери Виктория и Валерия тоже в городе: первая работает, вторая получает знания в железнодорожном колледже. Младшая Кристина учится в седьмом классе.
- Ради детей и развели такое хозяйство, - говорит Татьяна. - Особенно оно помогло во времена перестройки. Необходимые продукты всегда на столе. Конечно, устаем: встаем в четыре утра, работаем без выходных и отпусков. Иногда сядешь, руки сложишь - не пойду. А когда зайдешь в стайку, успокаиваешься. Возле буренок на душе становится хорошо. Ни на секунду не покаялась, что приехала из города в деревню. Я счастливый человек. Стану еще счастливей, когда меня будут встречать 50 голов дойного стада.
Татьяна Некрасова Фото Артура Саутиева