Мы знаем - нам горькие выпали дни

В районе проживают три человека, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда»Имена Марии Ивановны Степановой, Тамары Николаевны Пономаревой и Галины Николаевны Ушаковой хорошо знакомы омутинцам, интересующимся историей Великой Отечественной войны. На долю этих женщин выпало нелегкое испытание стать очевидцами одной из горьких трагедий в судьбе нашего народа - блокады Ленинграда. Спустя годы при воспоминании о тех страшных днях у них наворачиваются слезы.

Блокадная пайка

В семье Марии Ивановны Степановой блокада унесла жизни отца и пятерых сестер и братьев. Мать и оставшиеся сестры перебивались пайкой черного хлеба, который выдавали по 125 грамм на чело- века. Его отщипывали по крошечке и запивали водой из растопленного снега. Спасением была раздобытая матерью буржуйка, которую топили оставшейся мебелью. В соседней комнате лежали умершие братья и сестры. Когда освободили путь через Ладогу, начали вывозить людей из города. Стоял сорокаградусный мороз. Теплой одежды и валенок не было. Из байковых одеял мама сделала косынки и замотала ими ноги, чтобы не обморозить.

Тамара Николаевна Пономарева

Мария Ивановна помнит, как в темноте ехали через Ладожское озеро, потом в товарном поезде в тыл страны. Прибыв в Омск, жили до весны, потом на пароходе "Ленин" отправились в Малый Атлым (ХМАО).

В 1948 году эвакуированные семьи стали возвращаться в Ленинград, а им со старшей сестрой Аней понравилось жить на Севере, уезжать не хотелось. Мама настаивала на отъезде. По пути домой, в Омске, у матери украли документы и деньги. С помощью местных милиционеров удалось сесть на проходящий поезд. Они планировали сойти на какой-нибудь станции и заработать денег на дорогу. Остановкой стала Омутинка, где требовались работники в заготконтору. Так, сибирская глубинка стала для Марии Ивановны второй родиной. Здесь она вышла замуж, родила дочь. В Ленинград Мария Ивановна ездила каждый год.

Материнское сердце

Родители Галины и Тамары Алексеевых познакомились в Ленинграде. Агнесса Оскаровна работала на табачной фабрике им. М.С. Урицкого, производившей папиросы "Беломорканал". В городе на Неве она встретила высокого красавца, моряка Николая Ивановича Алексеева. Он был коренным ленинградцем и служил в Кронштадте. Когда началась война, Николай Иванович вместе с товарищами встал на защиту родины. Уже в сентябре город Ленинград оказался в кольце блокады.

- От обстрелов и бомбежек в домах повылетали стекла, - рассказала в одном из интервью Тамара Николаевна Пономарева. - Окна занавешивали одеялами, затыкали тряпьем, забивали фанерой. В неотапливаемых квартирах поселился холод. Обогревались около буржуйки. Дров не было, жгли книги, мебель. Стены покрывались изморозью, на окнах снег. Люди умирали от холода и недоедания. Чтобы заглушить чувство голода, жевали все, что попадало под руку. Из столярного клея варили суп. Мама вспоминала, как на каком-то складе были обнаружены тонны бараньих кишок и телячьих шкур, из них варили студень и выдавали по карточкам. Мама часто оставляла нас одних в квартире, а сама уходила, чтобы принести воды или добыть что-нибудь поесть. Однажды она принесла кошку, приготовила из нее похлебку и заставила нас есть. Мы плакали, но ели. Когда маме удавалось получить по карточкам 125 граммов черного блокадного хлеба - это было настоящее блаженство… При бомбежках по сигналу воздушной тревоги взрослые и дети бежали в бомбоубежище. Нас мама тоже уводила. Но со временем, обессилев от голода, она не могла двигаться, и мы сидели дома. Мама говорила: "Убьют, так всех вместе и сразу".[IMG_2]

По Дороге жизни под фашистскими бомбежками и обстрелами в первую очередь отправляли в тыл детей, женщин, стариков. В их число попала и Агнесса Оскаровна.

В начале весны 1942 года она по решению Военного Совета Ленинградского фронта в административном порядке была выслана из Ленинграда по национальному признаку.

Николай Иванович погиб, защищая родной город. Его корабль подорвался на мине в 43-м году.

В эвакуации

Галине было пять лет, Тамаре три года. В детской памяти не сохранились детали тяжелого и опасного пути в эвакуацию. О событиях тех лет они узнали из рассказов матери. Агнесса Оскаровна находилась под постоянным надзором. Когда эшелон дошел до Тюмени, началась вербовка на работу. Высланная немка везде получала отказ. Ей с детьми приходилось перебиваться случайным куском хлеба, подбирать брошенные объедки. Затем они были отправлены в Омутинский район. Эвакуированных разбирали по квартирам местные жители.

Люди были отзывчивые, с большим сочувствием относились к ленинградцам, подкармливали, брали на постой.

Семья жила трудно, питались чем придется, не гнушались картофельными очистками, мясом падших животных. Пришел момент, когда Агнесса Оскаровна выменяла на ведро картошки последнюю ценность - большое морское одеяло мужа - синее с красной звездой посередине. Райсобес чем мог помогал выбивавшейся из сил матери. Девочкам выдавали платьица, еще какие-то вещи. Когда стало совсем невмоготу, ей предложили отдать дочерей в Ситниковский детский дом, где они получили кров, хорошее питание, одежду и были окружены заботой воспитателей.

***

Тамару Николаевну Пономареву часто приглашают выступать перед школьниками и студентами. Она рассказывает им о военном детстве и отзывчивых людях, протянувших руку помощи ее семье.

Анжелика Пайвина

Поделиться: