В соответствии с Конституцией РФ каждый гражданин не только имеет право на благоприятную окружающую среду, но и обязан сохранять природу, бережно относиться к ее богатствам. Негативное воздействие на окружающую среду влечет за собой меры наказания, предусмотренные действующим законодательством. Об этом мы побеседовали с помощником прокурора Омутинского района Александром Коневым.
- Александр Дмитриевич, что относится к экологическим правонарушениям?
- Главой 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено 62 состава правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования. Среди них: несоблюдение требований при обращении с отходами производства и потребления, порча земель, уничтожение мест обитания животных, нарушение правил охоты и использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов и другие.
- Какие виды наказания предусмотрены за правонарушения в сфере охраны окружающей среды?
- Согласно ст. 3.2. КоАП РФ за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета правонарушения, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, дисквалификация, административное приостановление деятельности и обязательные работы.
Правонарушения в сфере охраны окружающей среды не являются исключением. К примеру, за выброс вредных веществ в атмосферный воздух должностные лица могут понести наказание от сорока до пятидесяти тысяч рублей, а юридические - от ста восьмидесяти до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
- В течение какого срока могут быть предъявлены иски о компенсации вреда окружающей среде?
- В соответствии с положениями ст. 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Иски о компенсации вреда окружающей среде могут быть предъявлены в течение двадцати лет.
- Какая работа по контролю за соблюдением законодательства в природоохранной сфере проводится органами прокуратуры?
- Деятельность прокурора помимо Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" регламентирована рядом приказов Генерального прокурора Российской Феде- рации. В частности, приказом от 1.04.2014 № 165 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании" установлено, что по информации о нарушении закона, требующей оперативного вмешательства прокурора, следует незамедлительно организовывать проверки.
Помимо этого, систематически подвергается анализу со- стояние законности в указанной сфере, изучается правоприменительная практика, публикации в средствах массовой информации.
Таким образом, исполнение законов об охране окружающей среды, в том числе об охране атмосферного воздуха, вод, лесов, почв, недр, объектов животного мира и рациональном использовании природных ресурсов, находится на постоянном контроле прокуратуры.
- Расскажите о нарушениях, выявленных на территории Омутинского района в 2019 году. Кто-то понес наказание?
- Надзор за исполнением законов в сфере окружающей среды является одним из приоритетных направлений прокурорской деятельности.
В 2019 году выявлены 22 нарушения закона, внесены 15 представлений об их устранении. К административной ответственности привлечены 3 лица, к дисциплинарной ответственности - 10. По мате- риалам прокурорских проверок возбуждено 1 уголовное дело о преступлении в сфере охраны окружающей среды.
Среди наиболее распространенных нарушений в 2019 году можно отметить нарушения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. В связи с существенными изменениями в Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", вступившими в силу с 1 января 2019, система обращения с твердыми коммунальными отходами изменилась. Нарушения закона выявлялись как в деятельности районной администрации, так и организации, обслуживающей многоквартирные дома, и работе регионального оператора.
К примеру, 2 апреля 2019 года главе района было внесено представление об устранении нарушений закона в связи с хаотичным расположением пластиковых контейнеров, что противоречит требованиям Санитарных правил содержания населенных мест.
По результатам рассмотрения представления муниципалитетом разработан реестр мест накопления твердых коммунальных отходов, ведется работа по созданию дополнительных контейнерных площадок.
Кроме того, на территории района выявлялись несанкционированные свалки биологических отходов, в связи с чем в отношении виновных должностных лиц были возбуждены дела об административных правонарушениях по ч. 3 ст. 10.8. КоАП РФ (нарушение ветеринарно-санитарных правил хранения продуктов животноводства).
Выявлялись факты нарушения закона в сфере обращения медицинских отходов. В отношении фельдшера одного из ФАПов Объединенного филиала № 1 "Омутинская ЦРБ" ГБУЗ ТО "Областная больница № 11" (р.п. Голышманово) было возбуждено дело об административном правонарушении за несоблюдение требований при обращении с отходами производства и потребления.
По результатам рассмотрения указанных дел виновным лицам назначены административные наказания на общую сумму 50 тысяч рублей.
Беседовала Анжелика Пайвина