Война - страшнее слов не надо

Старший лейтенант медицинской службы Евгения Семчёнок спасала жизни на фронте

Моя бабушка

В преддверии 75-летия По- беды хочу рассказать о своей бабушке, участнице Великой Отечественной войны - Евгении Ильиничне Семченок (Соловьевой).

Ее не стало в 2015 году. И тогда что-то оборвалось внутри. Вместе с ней ушла половина моей жизни, счастливое детство на каникулах в деревне и приезды уже в зрелом возрасте. Наша семья бережно относится к истории. Нам дороги ее фронтовые фото, письма и записи рассказов о войне.

Бабушка родилась 6 мая 1921 года в деревне Филимоново Брейтовского района Ярославской области. Жили бедно, еле сводили концы с концами.

- Помню, что в поисках лучшей жизни мы переехали в Тутаевский район Ярославской области. Сошли на пристань, а нас с кучей ребятишек никто не хотел пускать на квартиру. Больше месяца прожили в лесу. Потом купили деревянную недостроенную баню. Когда мне было 13 лет, умер отец, мы остались в полной нищете. С этого времени и началась самостоятельная жизнь. Нас у матери четверо, я и трое младших братьев, - вспоминала она.

Нелегко приходилось семье без кормильца. Зачастую едва хватало материнского заработка, чтобы прокормиться. А потому ребятишкам, в том числе старшей Жене, пришлось помогать матери в работе, вести домашнее хозяйство. Когда младшие Соловьевы выбегали на улицу, в деревне говорили:

- Вон, ребятишки из бани.

Большинство сельчан даже не знали их фамилии.

Несмотря на трудные времена, Женя успешно окончила семилетку. Образование продолжила в Ярославском фармацевтическом училище. "Кто поможет?" - вопрос, который стоял в эти годы перед девушкой. И она устроилась в зажиточную семью домработницей. Вставала рано. До на- чала занятий успевала убраться в доме, вымыть посуду, по- чистить закопченные кастрюли (тогда варили на керосинках), постирать, приготовить обед. Незаметно пролетели три года учебы. Расторопная и добросовестная Женя везде успевала. По окончании учебы ее отправили в город Тутаев ассистентом в городскую аптеку № 14. Заведующий сразу заметил старание молодого специалиста и спустя 2 месяца назначил ее своим заместителем. Женя отдавала все силы делу, ей многое доверяли. Односельчане очень гордились тем, что девушка вышла в люди.

Через месяц началась война.

В госпитале

- Невозможно забыть 22 июня 1941 года. Воскресенье. Люди ходили по селу, радовались жизни. Где гармошка играла, где балалайка. Машин тогда не было. Прискакал всадник и сообщил страшную весть - началась война!

Женя получила повестку 27 августа 1941 года, ей было тогда 20 лет. Начался путь по дорогам войны в составе войск Северо-Западного фронта.

- Я была фармацевтом. Вначале в городе Рыбинске на ветеринарном складе, располагавшемся на территории авиационного завода. Первое время использовали лошадей, поэтому такие склады и аптеки были просто необходимы. Приходилось под обстрелами разгружать вагоны. Старались освободить их быстрее, чтобы не попасть под бомбежку. Мы, совсем юные девчонки, таскали днем и ночью на себе 50-килограммовые тюки и ящики. В 1942 году склад расформировали. Меня отправили на склад в Верхний Волочек. Тогда я была в звании младшего лейтенанта медицинской службы. Город постоянно бомбили. Помню, ничего не осталось от Дома пионеров. Всем было страшно, я - не исключение.

Затем меня направили в эвакогоспиталь. Первым шел фронт, за ним - медсанбат, потом - эвакогоспиталь. Света белого не видели. День и ночь готовили лекарства, перевязочные материалы. Как сейчас помню, в 15 - 20 километрах идет бой, раненые поступают беспрерывным потоком. Госпиталь двигался буквально за фронтом. Видели мы, что оставалось после боев:

сплошные развалины. Подойдем к городу, надо располагаться, а все раз- бито…

Медсестра Женя

Рыбинск, Верхний Волочек, Валдай, Великие Луки, Латвия, Литва - вот далеко не все дороги войны моей бабушки.

Она рассказывала: хлопотно было, когда приезжали на новые места. Буквально за сутки необходимо было приготовить госпиталь. Приспосабливали для раненых любые помещения. Разбирали заваленные кирпичом подвалы, скоблили и мыли скотные дворы, в которые натаскивали свежую хвою, чтобы не чувствовалось запаха находившихся здесь ранее животных. Сами делали нары, а потом, после тяжелых боев, принимали раненых.

- Кажется, сейчас я бы не смогла поднять человека, а в ту пору разгружали целые машины раненых, не отходя, дежурили около них, читали свежие газеты, писали письма.

Случалось, молоденькая сестра милосердия выменивала у жителей свой паек хлеба на целебные ягоды и мед, которые были необходимы тяжелораненым солдатам.

- Великие Луки, Псковская область. Не передать, как было тяжело. Медикаментов не хватало, бинтов тоже, поэтому приходилось стирать использованные. Спали по 3 часа в сутки на ящиках. Не могу без слез вспоминать больных в хирургическом отделении, которые были обречены на смерть. Мы видели, как им тяжело, но надо было успокаивать их, говорить: "Будешь жить!", ходить и улыбаться. Запомнился солдатик, Вася его звали. Я его подбадривала. Что-то, помнится, на клюкву выменяла, чтобы подкормить. Все равно умер!

Глаза бабушки, которые искрились живым блеском, застилала непрошеная слеза от тяжелых воспоминаний.

- Был случай. Развернули палатки, выбросили сани- тарный флаг. А немецкие самолеты как будто ждали. С бреющего полета трассирующими пулями начали безжалостно обстреливать. Со- лома горит, крики, стоны… Ничего не щадили, никого не жалели.

Еще один эпизод запомнился. Было это под Новосокольниками Псковской области. Все разбомбила авиация противника. Даже церковь фашисты не пощадили. Так там люди и погибли. Когда закончилась бомбежка, жутко было смотреть: дым, трупы. Мы ходили, искали выживших…

Фронтовые будни

В то время Женя была секретарем комсомольской организации. Несмотря на усталость, вместе с девчатами готовила номера художественной самодеятельности, умудряясь пошить себе нехитрые костюмы. Какую радость испытывали раненые от их выступлений!

- Как-то запомнилось затишье. Целый день готовила лекарства и перевязочные материалы. Думаю, отдохну немного. Прибежал вестовой: "Готовьтесь на передислокацию!" Ночь. Куда привезли - не знаю. Двигались за фронтом. Наша военная молодость - Северо-Западный фронт.

Когда вступили в Прибалтику - это был уже 2-й Прибалтийский. Вокруг все раз- бито, сожжено. Если машина застрянет, толкали ее. Даже обсушиться порой было негде.

Прибалтика, 1945 год. Курляндская группировка разбита. У нас около 300 человек раненых и пленных. Бараки. Территория огорожена проволокой. И нам пришлось лечить пленных немцев. Здесь я еще раз убедилась в великой гуманности советских людей. Тяжело было, но мы им оказывали помощь. Потом коммунисты сообщили, что "лесные братья" готовят нападение на лагерь с целью освобождения немцев. Нас ночью со- брали, и мы, горстка девчонок, охраняли их. Правда, наши быстро прибыли и увезли пленных. Но нам та ночь чего стоила…

День Победы Женя встретила в Шауляе.

Когда война закончилась, старший лейтенант медицинской службы Евгения Соловьева была отправлена на Дальний Восток. И там было несладко. Круглые сутки боевое положение. Раненых принимали в палатках на берегу реки Амур, на станции Ленинская.

В 1946-м перебросили ее на Сахалин, где она и встретила свою судьбу - майора Александра Семеновича Семченок, политрука, моего деда. Демобилизовали ее только в 1949 году, а деда - в 1955-м.

Ольга Миронович с портретами родных

Под мирным небом

В 60-е годы семья приехала в село Ситниково, где Евгения Ильинична заведовала аптекой. Она располагалась в маленькой комнатке.

Тяжелым делом была подготовка инъекционных растворов. Ампульных препаратов почти не было. Евгения Ильинична сама готовила растворы хлористого кальция, новокаина, дибазола стерильного, порошки, микстуры, мази. Работала без санитарки. Топила печи, стирала халаты, обслуживала больных. Потом аптеку расширили. Стерильная чистота, безукоризненная четкость, высокая дисциплина - требования, которые она предъявляла к себе и персоналу.

Бабушка была депутатом районного совета, секретарем территориальной парторганизации, председателем совета ветеранов. И только в возрасте 68 лет передала должность управляющей аптекой своей преемнице Валентине Кондрат. Еще долгие годы продолжала заниматься общественной работой.

С мужем Евгения Ильинична воспитали двух дочерей, подаривших им четыре внука и три правнука.

Ольга Миронович г.п. Федоровский, Сургутский район

Поделиться: