Добровольцем ушёл в разведку

В годы Великой Отечественной войны многие, от 15-летних подростков до стариков, стремились в разведку. Каждый понимал, что рискует жизнью, добывая на оккупированной врагом территории бесценную информацию о противнике.

Знал, что придется несладко, и ситниковец Николай Соловьев, год призыва на срочную службу которого совпал с началом Великой Отечественной войны. Летом 1941 года он был направлен в Бийскую артиллерийскую школу, готовившую командиров минометного орудия. В один из учебных дней к ним приехал представитель штаба военного округа. Он предложил молодым солдатам завербоваться добровольцами в разведшколу. Понимая важную роль разведчика на войне, солдат Соловьев в числе первых подал заявление. При отборе в состав разведгруппы опыт ведения боев не был главным критерием. В первую очередь учитывалась психологическая устойчивость.

- Нужно привыкнуть к мысли, что каждый день может быть последним, свыкнуться с ней, - вспоминает слова Николая Соловьева его сын Владимир. - А если думать, как выжить, ты будешь считаться ненадежным.

Парень сибирской закалки прошел отборы, отучился и был отправлен на Белорусский фронт.

Николай много раз переходил линию фронта в составе разведгруппы для взятия "языка". От противника планировалось получить важную информацию. Для этого приходилось сначала по несколько дней и даже недель выслеживать немца, обычно входящего в состав высших чинов, спать в стогах сена или снежных сугробах. Скудных запасов еды, выдаваемых на время операции, часто не хватало, питались чем придется.

Трижды выходы за "языками" проходили с боями и потерями. Из двух Николай Соловьев возвращался с легкими ранениями. Сначала осколок от вражеской гранаты попал в плечо, где и остался "жить" навсегда. Потом пуля зацепила икроножную мышцу. Но Николай всегда оставался в строю.

После третьего ранения солдат оказался на долгое время прикованным к больничной койке. Не повезло, когда в начале 1944 года, возвращаясь с очередного задания, развед- группа попала на минное поле. Командир отряда Соловьев полз первым и подорвался на одной из мин. Осколок попал в тазобедренный сустав и раздробил 12 сантиметров кости. На самолете его доставили в военный госпиталь го- рода Барабинска Новосибирской области, где разведчику чуть не ампутировали ногу. Благо, что один из докторов взял на себя ответственность, сложил кость по кусочкам. После этого было еще много перенесенных операций.

Победу Николай Соловьев встретил в родном Ситниково, куда вернулся инвалидом. Затем в колхозе вместе с земляками восстанавливал народное хозяйство.

- Всегда удивлялся отцу, - вспоминает сын разведчика Владимир Соловьев. - С осколком от гранаты в плече и "полу- ногой" он брался за любое дело. Никогда не стонал и не показывал вида, что тяжело. Он с честью выполнял задания на фронте, о чем говорят его награды: медали "За доблесть и отвагу в Великой Отечественной войне", "За оборону Москвы", "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.", медаль Жукова, орден Отечественной войны I степени и другие. Воспитывая четырех детей, отец старался передать нам свой огромный жизненный опыт. В 1996 году папы не стало, но его слова: "Из любой сложной ситуации можно найти выход, стоит только проявить смекалку" навсегда останутся нашим девизом по жизни.

Татьяна НЕКРАСОВА Фото из семейного альбома

Поделиться: