В годы Великой Отечественной войны наш земляк Михаил Иванович Кушнер работал машинистом паровоза на прифронтовых станциях. В первые месяцы перегонял подвижной состав в тыл. В последующем водил составы с боеприпасами, военной техникой, продовольствием и другими грузами, а также санитарные в прифронтовой полосе, под бомбежками и артиллерийским обстрелом, проявляя высокое мастерство и героизм.
На десятый день войны его паровозная бригада вела состав. Вдруг из-за высоких елей вынырнул фашистский самолет. Круто развернувшись, он сбросил на состав несколько бомб. Железнодорожная станция Улин заполыхала огнем.
Михаил Иванович заметил пламя на одной из цистерн. Вместе с бригадой побежал к ней. Цистерна вот-вот могла взорваться. Михаил Иванович забрался на нее и стал забивать деревянные пробки в пробоины. Его примеру последовал помощник Иван Коренев. А кочегар Григорий Симин, сняв пиджак, стал хлопать одеждой по языкам пламени. Когда все пробоины были забиты, пламя утихло, погасло. Паровозная бригада отцепила дымившуюся цистерну, отвела ее на смежный путь, весь состав благополучно привела в Великие Луки. Это было боевое крещение паровозной бригады. А за время войны их было немало.
В середине августа 1941 года пулеметным огнем вражеского самолета была повреждена цилиндрическая часть паровозного котла, через пробоину стала вытекать вода. По правилам в таких случаях паровоз нужно было потушить, но тогда перегон пришлось бы закрыть на несколько часов, пока поезд не выведет вспомогательный локомотив. Кушнер, взвесив все за и против, рискнул: поезд довел до станции и только на ней потушил паровоз.
"По осени 1943 года, - вспоминал ветеран, - прицепили к нашему паровозу вагоны с ранеными. При подъезде к станции Мартисово на нас налетели вражеские бомбардировщики. Мы с помощником Евгением Серовым и кочегаром Клавой Петровой то набирали скорость, то резко останавливались, то снова рвались вперед. А когда поезд вели по тяжелому профилю пути на подъем, Евгений такую дымовую завесу устроил над составом, что нас фашистские летчики потеряли из виду. С трудом добрались до станции Андреаполь, где квартировал военный госпиталь. Остановились. Вскоре к паровозу подошел майор. Позвал вниз на землю всю паровозную бригаду и радостно сказал: "Спасибо, дорогие, за то, что спасли раненых".
Однажды, в конце октября 1943 года, он вел особый, литерный состав с Осташкова до станции Торопец. Его предупредили, что груз стратегической важности. Только отправились со станции, как на перегоне Охват - Андреаполь внезапно в небе появились фашистские бомбардировщики. По обеим сторонам от железнодорож- ного полотна вздымалась земля от взрывов. У паровоза сорвало предохранительные клапаны. Густым паром за- полнилась будка машиниста. Паровоз окутало пеленой из пара и дыма. Создалось впечатление, что он вышел из строя. Осколками была повреждена тормозная магистраль. Произошло самоторможение и остановка поезда на деревянном мосту. В составе загорелись вагоны. Налет и бомбардировка продолжались. Гитлеровцы стремились разбить поезд и вывести из строя мост. К тому же возникла угроза взрыва снарядов в горевших вагонах.
Михаил Иванович не растерялся, оставив на паровозе помощника и кочегара, обследовал состояние пути, состава, перекрыл хвостовой кран тормозной сети у "здорового" вагона, ползком вернулся на паровоз. Тронул поезд и отвел его, так, чтобы горящие вагоны сошли с моста. И опять машинист заторопился в хвост поезда. Отдышался. Встал на ноги. Под завывание снарядов и свист осколков отцепил два полыхающих вагона и от усталости скатился под откос. Где ползком, где мелкими перебежками до- брался до паровоза и увел из-под обстрела остальные вагоны. Так был спасен эшелон со снарядами для легендарных катюш.
На обратном пути Кушнер вел санитарный состав с ранеными. В зоне разъезда "166-й километр" он дважды подвергся интенсивному вражескому на- лету. Первый раз Кушнер ушел из-под бомбежки и укрыл состав в лесу. Простоял там два часа. Второй раз решил повторить маневр, но самолеты настигли поезд. Осколками бомбы разбило части паровоза и тендера.
Вода вытекала. Машиниста ранило в левую ногу, помощника Тюлькина - смертельно в висок. Превозмогая боль, Михаил Иванович сошел с паровоза. Осмотрел состав. Вагоны были целы.
Перебинтовав ногу, стоя на одной, истекая кровью и маневрируя, Михаил Иванович довел поезд с красными крестами до станции Осташков, спасая жизни раненых и вагоны. На конечной станции машинист потерял сознание, очнулся в госпитале.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года "За особые заслуги в деле обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени" Кушнеру Михаилу Ивановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали "Серп и Молот".
За время войны машинист Кушнер сменил 15 разбитых снарядами и бомбами паровозов, был несколько раз ранен и контужен.
В послевоенное время работал машинистом в паровозном депо Великие Луки. Старший машинист, позднее - инспектор по безопасности движения, отдавал все силы и энергию восстановлению железнодорожного транспорта. Был награжден медалью "За доблестный труд", орденом Трудового Красного Знамени, орденами Ленина и медалями.
Герой жил в городе Великие Луки, где и был похоронен.
Для справки
Герой Социалистического Труда Михаил Иванович Кушнер родился 21 ноября 1906 года в деревне Слободская в крестьянской семье. Получил начальное образование. Трудовую деятельность начал в 1921 году путевым рабочим на станции Ламенская Свердловской железной дороги. В 1928 - 1933 годах проходил срочную службу в Красной Армии, в 129-м стрелковом полку, который квартировал в городе Великие Луки (ныне Псковская область).
После службы остался жить в Великих Луках. Работал кочегаром в паровозном депо, затем - помощником машиниста, а с сентября 1938 года после окончания курсов при Великолукском железнодорожном техникуме самостоятельно повел поезда. Работал машинистом паровоза депо станции Осташков Калининской железной дороги.
Биографию подготовил Сергей Каргапольцев