По рельсам своей судьбы

Начальник станции Омутинская Марина Старовойтова этим летом отметила профессиональный юбилей. Пятнадцать лет назад она пришла работать на железную дорогу. Сегодня грамотный специалист возглавляет важный участок и хорошо справляется с непростыми обязанностями. За эти годы Марина Яковлевна приобрела не только опыт, но и авторитет у коллег, которые ценят ее за вежливость и пунктуальность, умение создать позитивную атмосферу в коллективе и тактично указать на имеющиеся недостатки. В непосредственном подчинении руководителя находятся четыре дежурных по станции, однако зона ее ответственности гораздо шире. Благодаря взаимодействию с другими службами рабочие вопросы и проблемы решаются оперативно. О том, как специалист нашла себя в сложной профессии, мы побеседовали с Мариной Яковлевной накануне Дня железнодорожника. 

- Никогда не планировала связать свою жизнь с железной дорогой, - делится Марина Старовойтова. - По семейным обстоятельствам пришлось переквалифицироваться. До этого десять лет работала учителем физики, математики и информатики в Шабановской средней школе. Муж был на тот момент железнодорожником, вот и я устроилась к путейцам - дежурной по переезду. Через пять лет родила третью доченьку. После декрета меня перевели дежурной по станции. С 2013 года занимаю должность начальника станции Омутинская, заочно получила второе высшее образование по специальности "Служба движения, управления перевозками". Работа ответственная, но интересная, как и у всех железнодорожников. Руководить коллективом, в котором трудятся настоящие профессионалы, знающие свое дело, легко. С другой стороны, независимо от того, лично мне подчиняются люди или нет, начальник несет ответственность за всю станцию: светофоры, стрелки, связь, контактную сеть, чистоту и порядок. Поэтому важно наладить взаимодействие с работниками всех служб.


- Марина Яковлевна, не секрет, что на железной дороге имеется кадровая проблема. Вам приходится замещать работников?


- Из-за нехватки работников выхожу в смену дежурным по станции. Коллектив есть коллектив, мы должны друг друга выручать. Считаю, дежурный - это одна из важных должностей на станции. Он не только отвечает за безопасный пропуск поездов, но и является связующим звеном между службами. Для этой работы нужно обязательно иметь железнодорожное образование, обладать внимательностью и стрессоустойчивостью.


- Рассказывают, что вы умеете найти "ключик" к любому человеку, умеете так сделать замечание, что становится стыдно ошибиться еще раз.


- Находить общий язык с людьми помогает педагогический опыт, знание психологии. Конечно, нужно было перестроиться, ведь здесь приходится иметь дело со взрослыми, а не с детьми. Вначале было тяжело, когда приходилось указывать на промахи стажисту, который дольше меня отработал на железной работе. Но такое случается нечасто. Стараюсь сглаживать конфликты. Напряженные рабочие моменты, конечно, бывают, но мы находим взвешенные решения.


- Марина Яковлевна, вы с таким воодушевлением говорите о станции и работниках. Чувствуется, что сроднились с профессией.


- Многое зависит от коллектива. Когда вокруг хорошие люди, которые тебя поддержат и поднимут настроение, появляется желание еще лучше выполнять свои обязанности. Мне нравится моя работа. Как и везде, у нас есть сложности, к примеру, ночные смены. Железная дорога не останавливается никогда. Отказы технических средств, авральная работа могут происходить в любое время суток, выходные и праздничные дни. Но к этому привыкаешь и относишься спокойно.


Что бы ни говорили, наша станция развивается. Мы добиваемся того, что у нас стоят пассажирские составы. На пригородных поездах уезжает более десяти тысяч пассажиров в год. На дальнее следование в месяц отправляем до ста человек, хотя станция в настоящее время считается пригородной, 4-го класса. У нас работают пути необщего пользования, где занимаются грузовой работой два предприятия. Молодцы ДРСУ-4. Они ежемесячно выгружают до 300 вагонов. На данный момент производят ремонт своего пути. Также два - три месяца, когда есть потребность в минеральных удобрениях, работает ООО ХК "Агромолоко". Эта холдинговая компания выгружает до 65 вагонов. Мы готовы сотрудничать с любыми ветвевладельцами. Несколько лет назад работали с Заводоуковским элеватором, Омутинское ХПП. Они занимались погрузкой зерна, выгрузкой минеральных удобрений. Зерно шло даже в прибалтийские страны. Сейчас пытаемся восстановить эти пути и продолжать с ними работать.


- При таком напряженном графике работы успеваете заниматься домашними делами и отдыхать?


- Время находится на все, если жить в постоянном движении. У меня есть огород, домашние заботы, трое детей. Старшая дочь Светлана в этом году вышла замуж. Сын Александр живет в Тюмени. Младшая дочка Елена закончила пятый класс. С детства приучала их к самостоятельности. Для ребят не было проблемой самим приготовить еду, собраться в школу. В нашей семье заведено правило, если мама на работе, личные звонки только в крайнем случае.


В свободное время занимаюсь вышивкой, работы дарю родным и друзьям. Постоянно читаю, это тоже помогает отвлечься и набраться сил. Время от времени перечитываю классику: Булгакова, Достоевского, Пушкина. Недавно перечитала "Анну Каренину" Льва Толстого. Собираюсь "Войну и мир" заново осилить. Чаще беру в библиотеке легкую литера- туру: детективы, фэнтези, которые не заставляет много думать.


- Звук поезда вызывает у вас какие-то эмоции?


- Я живу в трехэтажке рядом с железной дорогой. В окно могу наблюдать, как выехала дрезина контактников, сразу понятно, у ребят появилась работа; прошел маневровый - будет подача или уборка вагонов. Когда идет поезд, уже профессионально прислушиваюсь. Если скорость установленная, на станции все в порядке. Можно спокойно продолжать заниматься своими делами. Состав почему-то снизил скорость, возможно, случилась неполадка, поэтому рядом должен быть телефон. Нужно всегда быть готовой к вызову. Ведь мы отвечаем не только за пассажиров, но и за жителей окрестных домов, которые могут пострадать, допустим, в случае разлива опасного груза из цистерны.


- Марина Яковлевна, что пожелаете коллегам накануне Дня железнодорожника?


- Хочу поздравить коллег с профессиональным праздником. Пусть ходят стрелки, не гаснут светофоры, не рвется контактная сеть и нас никогда не подводит связь! Работникам станции и ветеранам железнодорожного транспорта от души желаю здоровья, добра и мира в семьях. Пусть в вашей жизни всегда будет благополучие и внимание близких.

Анжелика ПАЙВИНА Фото автора

Поделиться: