Великая Отечественная война опалила немало человеческих судеб. Пока мужчины, жертвуя собой, сражались за Отчизну, жены, матери и дети были вынуждены не только ждать их возвращения, но и выживать в трудных условиях. Одни герои вернулись с полей сражений, а другие сложили головы в кровавых боях, так и не успев попрощаться со своими близкими.
В каждой российской семье есть люди, которыми можно гордиться. Не исключение и родственники Тамары Никифоровны Ивановой из села Омутинского. Ее родители - Никифор Ефимович и Апполинария Николаевна (Абрамовна) Григорьевы - жили в деревне Сорокиной, трудились в колхозе. В семье подрастало трое детей. Младшая, Тамара, появилась на свет в 1938 году - за год до того, как отца призвали на действительную военную службу. 1 сентября 1939 года Верховный Совет страны принял Закон "О всеобщей воинской обязанности", который закрепил переход к кадровой системе комплектования Вооруженных Сил и установил призывной возраст для работников народного хозяйства - 19 лет. Срок службы в сухопутных, пограничных войсках, в авиации, береговой обороне составлял четыре года.
Никифор Ефимович начинал службу в Свердловске. Красноармеец старался поддерживать связь с домом, рассказывал о солдатских буднях, интересовался деревенскими новостями. Однажды пришло тревожное известие - дети заболели корью, трехлетней Тамаре опасная болезнь дала осложнения на глаза.
- По рассказам мамы знаю, что она написала отцу в воинскую часть, - вспоминает Тамара Никифоровна. - Он сказал, что обратится в госпиталь, проконсультируется у военного врача. Доктор согласился осмотреть ребенка. Мама меня в охапку и повезла. Папке дали увольнительную, он нас встретил. Остановились мы на квартире у знакомых, откуда отец возил меня в больницу. Врач сказал: девочка маленькая, восемь - девять лет будет, тогда можно сделать операцию. Но жизнь распорядилась по-другому. Перед нашим отъездом папа пообещал: "Завтра отпрошусь и вас провожу". Мама ждала его, ждала, но напрасно. Потом попросила хозяйку, тетю Физу: "Никиши нету, ты проводи нас на вокзал да посади на поезд". Она же колхозница была, деревенская, ничего в городе не знала. Потом отец написал письмо, мол, Поля, прости меня. Как вернулся с увольнения, нас сразу на строевую и отправили на Западный фронт.
Начались месяцы тревог и волнений. Апполинария Николаевна радовалась каждой весточке от дорогого мужа. Фронтовые треугольнички бережно складывала в небольшой деревянный ящик. Когда ей вручили извещение, что Никифор Ефимович пропал без вести, она не хотела в это верить и постоянно перечитывала его письма. Точнее, читать она не умела, поэтому просила соседку или еще кого помочь, слушала и безутешно плакала о своем горе.
Одно из таких писем Тамара Никифоровна долго хранила у себя, потом отдала в совет ветеранов.
- Я помню ровные строчки, выведенные черными чернилами, как сажей будто, - делится она. - Папа написал: "Поля, береги детей, вернусь, все наверстаем. У меня все в порядке, "кони" в строю. Мы сено не косим, хлеба не убираем, но кормят нас отлично".
Шли годы, из-за болезни умерли старшие брат и сестра Тамары. Апполинария Николаевна в 1947 году снова вышла замуж и переехала в Червянку. В деревне ее величали Полина Ильина или Пелагея.
- Мне всегда было интересно, что же случилось с отцом, как он погиб, - признается Тамара Никифоровна. - В газете "ЗОЖ" есть рубрика "Поиск", там разыскивают пропавших людей, даже участников Великой Отечественной войны. Решила обратиться с просьбой к поисковой группе, и не зря. Они нашли и выслали мне документы. Оказалось, папа призывался из Чебаркуля, умер в плену 29 апреля 1942 года. Сейчас мой внук в Тюмени продолжает искать еще какую- нибудь информацию.
Старые фотоальбомы пенсионерки хранят снимки не только отца-фронтовика. В роду Тамары Никифоровны и ее мужа Ивана Филипповича были и другие участники Великой Отечественной войны, вставшие на защиту Родины в сороковые грозовые. Это родной брат ее отца - Яков Ефимович Григорьев, который также погиб в нацистском плену. Близкие предполагают, что он сражался и сгинул вместе с Никифором Ефимовичем. Всю войну прошла их дальняя родственница Варвара Яковлевна Аксенова, проживавшая в селе Большой Краснояр, также бился с фашистами племянник - старший сержант Владимир Михайлович Григорьев. Ранеными пришли с фронта братья матери Марк Абрамович Пинигин и Семен Николаевич Зятьков. Дядька Иван Николаевич Зятьков вернулся в родные края без руки, умер от ран.
В 1941 году ушел на войну и пал смертью храбрых отец Ивана Филипповича - Филипп Степанович Иванов.
Его дедушка по линии матери, Евтифий Сергеевич Лешуков, 1887 года рождения, ушел на фронт добровольцем, служил на полевой кухне. Но был комиссован, так как имел восьмерых детей, в том числе дочку-инвалида. Умер ветеран войны в 1976 году. Сражались с врагом и его сыновья Кирилл; погибшие погодки Анатолий и Семен.
По прошествии почти восьмидесяти лет со дня Победы биография этих простых советских людей давно вышла за рамки семейной истории. Воины- защитники стали частью ратного подвига великой страны, за которую они бились с врагом и победили, подарив нам возможность жить, трудиться и растить детей.
Анжелика Пайвина Фото из семейного альбома