Коренные жители села Омутинское наверняка помнят многодетную семью Токаревых, жившую рядом с общественной баней в небольшом деревянном доме на двух хозяев. Когда ребятишки высыпали на улицу, не заметить их было невозможно. Все они казались на одно лицо, хотя возраст был разный, бегали дружной ватагой. Кто-нибудь из взрослых, завидя их, не скрывал удивления:
- Господи, сколько же их?!
Кажется, недавно и я ватажила среди них в середине шестидесятых. А тут на дворе давно другой век. Выросли ребятишки Токаревы, отдали свои трудовые годы родному району и почти все на заслуженном отдыхе. А у их матери-героини Надежды Семеновны, родившей десять детей, сегодня пятнадцать внуков и тринадцать правнуков.
Двадцать пятого сентября ей исполнится девяносто два года.
Родилась Надежда Семеновна в 1924 году. Три года росла без метрической выписки. Потому как только с 1927 года юридическая сила распространилась на документы о рождении. Нелегкая доля выпала на ее жизнь. Голодное детство, тяжелая работа в годы войны. Мобилизованная в трудармию, работала на водокачке в г.Ишиме до самого окончания войны. Заправляла котлы паровозов углем, водой.
- Я рвалась на фронт, - говорит сейчас Надежда Семеновна, - но в военкомате вытолкали взашей и пристыдили. Военком сказал: "Тебе поручили ответственное дело государственной важности". Нам год работы в тылу шел за два. Но когда стала оформляться на пенсию, архива с документами, что я работала в отделении паровозником, не оказалось, он сгорел. Свидетелей не нашлось. Спасибо Владимиру Владимировичу Якушеву. Он о нас, тыловиках, помнит и в праздники поддерживает.
В 1946 году Надежда вышла замуж за фронтовика, награжденного двумя орденами Славы и медалью "За отвагу". Александр Дмитриевич Токарев работал в спецсвязи. Через год пошли один за другим детишки. Надежда родила десятерых, правда, троих из них, уже похоронила. И мужа нет в живых. Живет Надежда Семеновна с дочерью Ириной в селе Омутинское по улице Луговой. Дети все рядом, кроме Людмилы и Натальи. Но на юбилеи приезжают, одна - из Минусинска, другая - из Тюмени. Владимиру, старшему сыну, сейчас шесть- десят девять, а старшему правнуку Максиму - шестнадцать.
- Наши родители трудились, не покладая рук. Надо было прокормить такую ораву детей. Поэтому держали большое хозяйство. Мы рано стали самостоятельными, присматривали друг за другом, управлялись по дому. А мама работала в общественной бане, потом в магазине мыла полы, сторожила. Где какую минуту выкроит, шила одежду на нас, вязала носки и варежки. И сейчас, в девяносто два, норовит копать картошку. А мы ей это делать строго запрещаем. Пусть живет дольше, праправнуков дожидается.
Надежда Семеновна выглядит бодрячком. Ходит прямо, глаза видят, одно плохо - недослышит. Дома застали ее за просмотром телевизора, ухоженную, опрятную, в добром духе. Словно уловив наши мысли, что у долгожительницы все благополучно, дочь Ирина Александровна сказала:
- У нее нет причин для беспокойства и плохого настроения. У детей все хорошо, внуки радуют. Приходите на день рождения двадцать пятого!
С. Зазимко Фото А. САУТИЕВА