Еще полгода назад Василий Ефимович Архипов наматывал по шесть километров на домашнем велотренажере. Даже на 92-м году жизни участник Великой Отечественной войны не дает себе слабины, поддерживает физическую форму.
Как и все мальчишки военной поры, Василий Ефимович рано стал взрослым. В пятнадцать лет окончил курсы трактористов при Омутинской МТС и сел за рычаги трактора. Сутками трудился на колхозных полях. В 1944 году юноше исполнилось семнадцать.
- Ребятам-одногодкам начали приходить повестки в армию, - вспоминает ветеран. - Как-то стыдно стало, товарищи пойдут бить врага, а со мной что не так? Я в военкомат. Там был старший лейтенант Рябко. Говорю: "На каком основании мне повестки нет?" "А у тебя, - отвечает. - бронь. Иди к директору МТС, убедишь, значит, в армию пойдешь!"
\
Руководство машинно-тракторной станции пошло навстречу. Все-таки у парня отец и брат на фронте. Разговор с молодым трактористом был недолгим. Директор Голобородько уговаривать не стал, снял трубку и коротко сказал кому-то: "Выписывайте Архипову повестку!" После прохождения подготовки в 34-м учебном стрелковом полку в г.Красноярске в марте 45-го рядовой пехоты был направлен на 3-й Украинский фронт. Свой первый бой он принял в Румынии, г.Арат. Как сейчас помнит, выданную винтовку трехлинейку, которая была выше его. Из нее боец должен был делать двенадцать выстрелов в минуту, что достигалось усиленными тренировками. Освобождая Европу, Василий Ефимович участвовал во многих тяжелых сражениях. Среди них штурм г.Папа на западе Венгрии. Чтобы взять город, нужно было захватить высоту, где находилась огневая точка фашистов. Несмо- тря на предложение солдат обойти пригорок ложбиной, командир дал приказ идти в лобовую. Под свист пуль Василий вместе с товарищами пополз к вражескому дзоту. В той атаке они потеряли половину взвода, но не выполнили задачу. Вторая попытка была более удачной. Бойцы разделились на две группы, зашли с тыла и уничтожили противника без единого выстрела, бросив гранату в трубу блиндажа. Внутри они обнаружили трупы двух прикованных к стене власовцев.
Заграница поразила сибиряка тем, что жизнь людей была намного обустроеннее и богаче, чем в Советском Союзе.
- У них уже тогда асфальт был к каждому дому подведен, у нас такого в помине не было, - говорит Василий Ефимович. - Стояли мы в Румынии, г.Брашов. Километрах в трех располагалась деревня. Дорога от нее до города была усажена плодовыми деревьями. Яблоки, груши, абрикосы, вишня - ешь, сколь влезет! Две парашютные сумки винограда каждый день набирали. Это килограмм тридцать на двенадцать человек. Все опростаем! Румыны идут в церковь, сапоги на плече. Устанут, сядут под дерево, поедят фруктов и дальше пошли. А наш русский Иван подъезжает на студебеккере, раз и в ствол! Сколько упало в кузов, с тем и поехал! Остальное под деревом валяется. Вот они нас варварами и звали.
Один раз у нас два "кукурузника" на вынужденную посадку сели в горах. Летчики остались живы, а машины разбились. Мы прибыли собрать и вывезти обломки. Жить устроились на квартирах у местных. Помню, сели за стол. Дедок сбегал в подвал, принес графин вина. У них вино - это первое дело. Выпили. Спать ложиться, они стол разбирают, крышку сняли и меня внутрь укладывают. Стало мне вдруг тревожно на душе. Ну, думаю, твари, зарежут или убьют. Всю ночь проворочался, да еще блохи покоя не давали, столько их там было.
Переночевал кое-как, решил, - больше я к этим хозяевам не пойду.
Радостная весть о Победе застала старшину Архипова в Австрии. Вскоре на одном из построений личному составу приказали: "Трактористы, комбайнеры, шоферы, три шага вперед!"
- Нас человек двенадцать вышло,- говорит Василий Ефимович. - Всех сразу забрали в авиационную часть, прикрепили к механикам и три месяца учили обслуживать самолеты. Так после войны я попал в авиацию. После обучения был направлен в Прикарпатский военный округ в 995-й авиационный полк. Сначала был мотористом, потом выучился на механика, дослуживал техником звена. У меня было четыре самолета. Демобилизовался только в 1952 году. В общей сложности отслужил верой и правдой восемь лет, один месяц и четыре дня. Еще успел в армии двухгодичную партийную школу при Львовском обкоме закончить.
За боевую доблесть Василий Ефимович награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями: "За взятие Вены", "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", которые носит на своем парадном пиджаке.
С каждым годом редеет строй убеленных сединами ветеранов. Товарищам по оружию Василий Ефимович желает одного: "Жить надо, крепиться! Закалка у нас имеется..."
А. Пайвина Фото А. Саутиева