Сохраняют традиции предков

В Омутинском районе проживает более 1900 представителей разных национальностей, в том числе около 670 казахов. С 2016 года в районе создано Отделение национально-культурной автономии казахов Тюменской области, где заместителем председателя является Кульчара Рамазанова. Ни одно меро- приятие, проводимое казахской диаспорой, не проходит без ее участия. В задачи Отделения входит сохранение национально-культурной самобытности, родного языка, традиций предков.

В течение длительного времени семья Байнуралиных из с.Омутинское принимала активное участие в подготовке различных мероприятий, готовила национальные блюда, выпечку и оказывала всевозможную помощь.

Тактомыс и Кадыша прожили вместе 52 года, воспитали шесть дочерей и сына, с ним и проживают в настоящее время. Как правило, в казахской семье родители остаются жить с одним из сыновей. Тактомыс с удовольствием поделился с нами некоторыми традициями своего народа. Он считает, что они не только сохранены, но и становятся лучше.

Его деды и прадеды жили в Казахстане, занимались скотоводством, имели не одну тысячу голов лошадей и другого скота. В годы раскулачивания лишились всего хозяйства и разъехались по разным местам. Предки Тактомыса поселились сначала в Кзыл-Ту Омутинского района, потом обосновались в Ишимском районе. Там он окончил школу. Когда пришло время жениться, стал искать себе невесту по душе. Рассказывает, что объездил много мест и даже весь Казахстан, но девушки не нравились, то на один-два года старше, то полновата или не такая красивая, как хотелось. Нашел хорошую невесту в Омутинском районе. Через два года после женитьбы переехали жить с супругой в аул в пяти километрах от деревни Червянка. Работал в совхозе "Горьковский". Сначала пастухом, тогда там были два больших табуна скота, потом лесником. Через несколько лет получил жилье в д.Червянка, долго трудился трактористом на МТЗ-80. Пять лет назад семья перебралась в с.Омутинское.

Свадьба в казахской семье проходит, можно сказать, дважды. Сначала в доме невесты, потом в доме жениха. Собирается гостей до двухсот человек, готовится множество национальных блюд и напитков. Семье невесты традиционно дают калым. Раньше - животными, а сейчас больше деньгами или как сваты договорятся между собой. Они идут на покупку приданого для невесты: мебели, ковров и других необходимых вещей в быту. Принято обмениваться с новыми родственниками подарками в виде золотых украшений.

Казахи очень гостеприимны. Когда глава семейства жил и работал в Червянке, то часто принимал у себя гостей. Друзей у Тактомыса было много: русских, немцев, украинцев и других национальностей. Для них всегда готовят махан. Для тех, кто давно не приезжал, делают бешбармак из барана, обязательно с головой. Вспоминает, когда у них родился сын в 1975 году, то собирал много родственников, а также отмечал это счастливое событие с друзьями в красном уголке КБО, угощал национальными блюдами.

Тактомыс рассказывает, что когда-то на столе в казахских семьях традиционно были только мясо, баурсаки, масло, сахар, конфеты, рисовая каша. Со временем блюда стали разнообразнее, появились манты, пельмени, пирожки, блины, фаршированные мясом, различная выпечка, торты. Блюда русской кухни ему тоже нравятся. В совхозе работников кормили в столовой. Готовили из свежей говядины гуляш, пельмени, "а борщ какой был вкусный - объешься", говорит, что все еще помнит его вкус во рту. Домой на обед можно было не ездить, в красном уголке стоял телевизор, здесь же и отдыхали.

В пост мусульманам с рассвета до полного захода солнца есть запрещено, нельзя пить воду и глотать слюну. После заката родственники собираются поочередно в доме у каждого и поминают усопших.

Хочется отметить, что в казахских семьях дети глубоко уважают старших. Как говорит Тактомыс: "Берегут, чуть только закашлял, тут же звонят все дети и справляются о здоровье".

Традиций в казахских семьях очень много. Они передаются от одного поколения к другому, сохраняя интересную и богатейшую национальную культуру.

Т. Гусарева Фото А. Саутиева

Поделиться: