Дважды приговорённый

Истории Великой Отечественной войны посвящено множество книг и мемуаров. Сегодня мы по часам можем узнать, как проходили значимые сражения, отследить направление войсковых операций и передвижение фронтов. Эта славная летопись подвига народа складывается из порой неизвестных судеб советских воинов, у каждого из которых своя личная дорога к победе.

Воспоминаниями о своем отце и деде поделились родственники Виктора Андреевича Осинцева. Участник Великой Отечественной войны родом с вагайской территории. Он вырос в крестьянской семье и с детства любил сельскую жизнь. С малых лет крепкий, статный парень во всем помогал матери, которая трудилась в колхозе, всегда была в числе передовиков.

24 апреля 1941 года Виктор был призван на срочную службу, после планировал вернуться в родное село, строил большие планы. Но грянула война, перечеркнувшая мирные будни. Свой первый бой красноармеец принял на границе. После вероломного нападения Германии советские войска несли громадные потери. В ожесточенных боях пограничники вели бой с превосходящими силами противника. Ни одна застава не отошла без приказа, но натиск фашистской громады вынуждал сдавать позиции и отступать. В кровавой неразберихе трудно было сохранять выдержку. Однако Виктор знал одно, как бы ни было трудно, нельзя отдавать ни пяди своей земли. С детства примером для него был дед, ушедший добровольцем на Первую мировую, позже про- павший без вести на Финской войне.

Виктор не прятался за чужие спины, не раз двадцатилетний парень поднимался в атаку, ходил врукопашную. В одном из боев он был сильно контужен и попал во вражеский плен.

Позже он рассказывал, что пленных было много. Это подтверждают и официальные данные, говорящие, что только в первый месяц войны было захвачено около 700 тысяч советских военнослужащих.

Немцы поместили изможденных солдат в лагерь, где с ними обращались с особой жестокостью. Не желая терпеть унижения и издевательства, Виктор с четырнадцатью товарищами решились на побег, который оказался неудачным. Беглецы были пойманы, избиты и снова отправлены в периметр лагеря. Спустя какое-то время сибиряк совершил второй побег, и снова провал. На этот раз непокорных пленных приговорили к расстрелу. Ожидание конца делало тягостной каждую минуту. Наконец, солдат повели на расстрел, подгоняя прикладами к крутому оврагу.

За время пребывания в плену Виктор научился понимать отдельные немецкие слова. Едва слышно, чтобы не заметили конвоиры, он шепнул идущему рядом: "Когда будут давать команду "Внимание, огонь!" постарайся упасть раньше выстрела". Автоматные очереди стали вонзаться в людей. Следуя своему же совету, Виктор чуть раньше упал на землю. Чудом палачи не за- метили, что он остался жив. Другим повезло меньше. Пролежав до ночи среди мертвых тел, боец стал пробираться к своим. Только ему было известно, сколько голодных, наполненных страхом дней, ночевок под открытым небом провел он за недели скитаний. Без сил он добрался до одного из отрядов партизанского соединения легендарного Ковпака.

Ликование от встречи длилось недолго. Законы сурового времени предписывали: был в плену и остался жив - нет тебе доверия, докажи, что не предатель. Объяснения бывшего пленного не вызвали доверия, было вынесено решение - расстрелять. Получить пулю от своих было горько и обидно. Сломленный духом красноармеец без всяческой надежды ждал печальной участи. Но снова помог счастливый случай.

Один из бойцов, приглядевшись к новичку, с сомнением спросил:

- Виктор, это ты, что ли?

- Я! - понуро ответил приговоренный.

Оказалось, он встретил приятеля, с которым перед войной познакомился в Омутинке, - вместе они ремонтировали старый мост через реку Вагай. Поручившись за земляка, тот спас ему жизнь.

Вместе с партизанами Виктор Осинцев сражался с врагом до Победы. Воевал в брянских лесах, прошел с боями Западную Украину и Польшу. Солдат вернулся домой живым, но с подорванным здоровьем. После войны трудился в сельском хозяйстве, обзавелся семьей. Его женой стала вдова с ребенком. Приемную дочку Светлану он принял как родную, вскоре у пары родился сын Александр.

Как и все фронтовики, Виктор Андреевич не любил рассказывать о пережитом. Случалось, ему снились тревожные сны о войне. Глубину неизлечимой, душевной раны близкие поняли не сразу. По словам дочери Светланы, однажды, в классе пятом, она делала уроки. Отец спал в соседней комнате. Когда школьница начала повторять стихотворение на немецком, вдруг раздался странный звук. Оказалось, что Виктор Андреевич сквозь сон услышал знакомую речь и не смог справиться с нахлынувшими эмоциями. Резко встав с кровати, он подошел к металлическому умывальнику и смял его сильными ручищами. Так неожиданно выплеснулась оставшаяся глубоко внутри ненависть за нечеловеческие издевательства в фашистском лагере.

Тридцатидвухлетний Виктор Андреевич ушел из жизни в расцвете лет. Сыну участника войны на тот момент исполнилось три года.

Анжелика Пайвина Фото из семейного альбома

Поделиться: