11 июня 2021, 11:13

Мошенники: как не стать их жертвой

 

Противодействие дистанционному мошенничеству - этой теме был посвящен брифинг с начальником межмуниципального отдела МВД России "Омутинский" полковником полиции Андреем Вагиным

Встретившись с представителями средств массовой информации Омутинского и Юргинского районов, руководитель ведомства рассказал о текущей ситуации с преступлениями, совершенными с использованием современных технологий, и довел информацию о распространенных способах обмана граждан.

 

Как сообщил Андрей Валентинович, на территории муниципалитетов, обслуживаемых отделом полиции, продолжают совершаться преступления с  помощью IT-технологий, а именно, кражи со счетов граждан, хищения денежных средств путем обмана. За пять последних месяцев зарегистрировано более 10 преступлений, из них 2 кражи с банковских счетов и 8 хищений денежных средств путем обмана граждан. В большинстве случаев мошенники крадут банковские карты или телефоны, например, во  время посиделок с распитием алкогольных напитков, и переводят или тратят денежные средства потерпевших.

В ходе общения с журналистами Андрей Вагин ответил на ряд вопросов, которые нередко возникают у обычных граждан.

- Каких способов мошенничества  стоит опасаться в настоящее время?

- Мошенники постоянно придумывают новые виды IT-преступлений. На сегодняшний день распространены более      10 способов обмана доверчивых граждан. Например, мошенники звонят   гражданам, представляются специалистами службы безопасности. Говорят, что с ваших счетов кто-то пытается снять  денежные средства. Войдя в доверие, узнают у потенциальной жертвы номер карты, трехзначный цифровой код, а после этого снимают денежные средства.

Другие варианты. Счет заблокирован или заканчивается срок действия     карты, нужно завести новую. Поддавшись обману, потерпевший собственноручно переводит кровные на указанный счет. Также под предлогом открытия счета на ваше имя могут онлайн взять кредит от одного и более миллионов рублей. Таких случаев много.

Гражданина просят подойти к банкомату, снять деньги, - якобы мошенники пытаются перевести средства с его   счета. Чтобы этого не произошло, предлагают наличные положить на "резервный", "запасной" счет - в итоге они безвозвратно исчезают.

В последнее время распространенный способ обмана - через сервис BlaBlaCar. Мошенники под видом попутчиков просят пассажира перечислить 100 - 200 рублей, чтобы зарезервировать место. Когда платеж сделан, пишут - деньги пришли, скиньте номер карты и укажите пин-код, я вам обратно их верну. Таким образом получают доступ к данным и совершают мошеннические действия.

Новый вид обмана. Злоумышленники представляются сотрудниками полиции, в том числе, местного отдела. С помощью IP-телефонии они могут организовать поддельный звонок с любого номера, даже служебного. Дальнейший алгоритм действий такой же, граждане доверяют и теряют свои сбережения.

Сайты-двойники. Сегодня граждане часто приобретают товары или железнодорожные билеты в режиме онлайн. И здесь их тоже может подстерегать опасность. У нас были случаи, когда женщины выписывают наряды, на деле им присылают детское платье за 500 рублей или полтора килограмма песка. Молодой человек выписал на поддельном сайте современный телефон, в посылке оказался дешевый кнопочный мобильник.

 В мае этого года в Омутинском районе гражданин приобрел на сайте-двойнике железнодорожные билеты на  сумму почти 30 тысяч рублей.

Всем известен вид мошенничества, когда пожилым людям звонят  якобы сотрудники ГИБДД и сообщают: ваш сын, внук попал в ДТП, сбил человека насмерть, предлагаем решить вопрос за определенную сумму. Люди теряются, стрессовая ситуация, и перечисляют средства.

Взлом страницы в социальных сетях. Злоумышленники от лица владельца аккаунта просят в долг у родственников и знакомых.

Имеются потерпевшие и среди граждан, желающих быстро увеличить свой доход, инвестируя в брокерские счета. В итоге с подачи аферистов они теряют на бирже до одного миллиона рублей.

На ваш телефон может прийти фотография от неизвестного абонента. При ее открытии скачивается определенная программа, с помощью которой мошенники получают доступ к личному кабинету. Впоследствии вы совершаете покупки, набираете три цифры кода, в этот момент мошенники отслеживают данные карты и снимают средства.

Банковская карта с Wi-Fi - махинации с ней чреваты серьезным наказанием. Если вы нашли чужую карту и совершили покупки, не важно, на какую сумму, 100 - 300 рублей, это уже состав преступления, за которое предусмотрена уголовная ответственность. Поэтому  необходимо ее вернуть владельцу или отнести в банк, отдел полиции.

- Мошенники идут в ногу со временем, а что касается полиции. Насколько полиция реагирует на новые виды афер?

- К сожалению, мы немного отстаем. По данным преступлениям у нас в УМВД области создана специальная группа по раскрытию преступлений в сфере IT-технологий и мошенничества. В каждом районе закреплен сотрудник, отвечающий за это направление. На данный момент существует единая российская база данных по мошенникам, где фиксируются выявленные телефонные номера и счета. Они сразу блокируются, по горячим следам отслеживается, откуда поступили эти звонки и куда уходят денежные средства. Заключено соглашение, согласно которому по запросу УМВД области Сбербанк в течение суток предоставляет информацию, на какой счет переведены средства. С другими банками также идет взаимодействие. Оперативно реагируем, сразу возбуждается уголовное дело, обращаемся в суд для предоставления информации по всем телефонам и счетам. К сожалению, процент раскрытия по делам о мошенничестве небольшой. По области он составляет около 20 процентов. Технология раскрытия преступления - длительный процесс, требующий взаимодействия с другими субъектами Российской Федерации.

- Что-то удается раскрыть на территории обслуживания межмуниципального отдела?

- В небольших районах данные преступления раскрываются, в основном, если денежные средства похищают  местные жители или жители области.  В этом году мы раскрыли преступление, совершенное заводоуковскими мошенниками. Преступники получили наказание.

- Проводятся ли исследования, какая категория граждан занимается дистанционным мошенничеством?

- Чаще всего этим занимаются лица, ранее судимые. Создаются преступные группы, куда привлекаются молодые люди, владеющие компьютерными технологиями. Хотя они могут действовать и по своей инициативе. Несколько недель назад в Юргинском районе произошло хищение с карты в размере более 100 тысяч рублей. Учащийся  школы похитил денежные средства у педагога и этими деньгами играл на   бирже.

- Есть расхожее мнение, что жертвами мошенников обычно становятся люди пожилого возраста.

- Это не совсем так. Сегодня под категорию потерпевший попадают все. Людей старшего возраста сложно обмануть путем IT-технологий, они не очень разбираются в гаджетах. Большей   частью похищают денежные средства     у граждан среднего возраста от 30 лет   и старше.

- При обращении в полицию важно не только оперативно, но и правильно подать информацию. Какие сведения могут помочь в розыске дистанционных мошенников?

- По возможности нужно взять в банке выписку по движению счета, клиенту сразу предоставляют эту информацию, и детализацию телефонных звонков. Это значительно ускорит оперативно-разыскные действия.

- Какая профилактическая работа проводится с целью предотвращения мошенничества?

- Проводим профилактическую работу с гражданами на постоянной основе. В этом году в районах прошли собрания с преподавательским составом, я лично выезжал в одну из омутинских школ. Доводим информацию в больницах, образовательных учреждениях. Участковые уполномоченные полиции работают с пенсионерами. Мы разработали специальную памятку, как не поддаться на уловки мошенников, которую предоставляем гражданам, размещаем в торговых центрах и других общественных местах. Проводим специальные мероприятия: беседы, акции, где раздаем листовки. Но многие их просто не читают и выбрасывают. Каждый думает, что его это не коснется, пока не столкнется с мошенником.

Андрей Вагин выразил уверенность, что знания о существующих видах мошенничества помогут гражданам не стать очередной жертвой и не лишиться собственных средств. Заканчивая  встречу, полковник полиции в очередной раз напомнил основные правила общения с незнакомцами:

- в любой сомнительной ситуации - прекращайте разговор;

- не сообщайте никому реквизиты  своих банковских карт и коды из смс-сообщений;

- не выполняйте какие-либо действия по указанию незнакомцев;

- будьте бдительны! Излишняя доверчивость может стоить сбережений.

Если вы стали жертвой мошенников, немедленно обратитесь в  полицию по телефонам 02, 102.

 

Анжелика Пайвина

Фото Артура Саутиева

Поделиться: