Из воспоминаний бывшей работницы Омутинского авторемонтного завода Серафимы Щамель
Умели трудиться и отдыхать
После окончания войны люди на предприятии остались дружными, близкими. Как одна семья, часто собирались всем коллективом, отмечали торжества: День Победы, 1 Мая, 7 ноября, 8 Марта. Для этого подбирали просторное помещение и праздновали. Мастерицы готовили закуски, а жена директора Прибыткова Физа Сергеевна всегда была стряпухой, которая украшала выпечкой столы. Интересными и веселыми запомнились праздники, проводимые всем коллективом, рабочие и руководители были неразделимы. Много радовались, танцевали, шутили. Никто не пытался напиться до безумия, чтобы опорочить себя и других своим недостойным поведением.
С 1946 года началось небольшое строительство. Своими силами изготовили кирпичи и пристроили цех обкатки двигателей. В это же время перевезли крестовой дом, собрали его, разместили в нем контору. Такой же построили для столовой.
Это был очень трудный послевоенный год. Осенью мы, полуразутые и плохо одетые, закладывали фруктовый сад около столовой, возле конторы посадили тополя. Они и теперь красуются на своем месте, а вот сад заброшен и большая часть его выкорчевана под постройку проходной и заводоуправления.
В 1947 году на работу пришли Александрова Лидия Александровна, Сапожникова Зинаида Андреевна, Ширяева Зинаида Васильевна. Тогда в мастерской работало всего 47 человек.
Хорошим тружеником был Епрев Федор Константинович. Мальчишкой в 1943 году он пришел на работу в мастерскую. Сначала много лет работал на шлифовке коленчатых валов, а после травмы глаза - слесарем по ремонту узлов и агрегатов автомашин ЗИЛ-130. Надо отдать должное таким людям, посвятившим себя работе.
В апреле 1951 года молодой пришла на работу Русакова Валентина Тимофеевна, работала шлифовщицей много лет на расточке и шлифовке блоков автодвигателей. Сейчас Валентина Тимофеевна швея авто- ремонтного цеха и часто заменяет рабочих на других работах. Умению и старанию многим можно поучиться у нее. Уже больше 30 лет работает Валентина Тимофеевна на заводе, и других записей в ее трудовой книжке, кроме заводских благодарностей и поощрений, нет.
В начале 1951 года нашу мастерскую переименовали в межрайонную мастерскую капитальных ремонтов, то есть М.М.К.Р. Прибыткова Василия Андреевича перевели в город Тюмень на работу в управление.
После Прибыткова директором был т. Гапонов, но недолго, после него - т. Носов. Эти два товарища работали у нас мало.
В 1949-1950 годах было построено новое машинное отделение. Сначала туда пере- кочевали танковые моторы, а позднее их заменили паровые котлы-локомобили, которые работали на угле. В цеха провели паровое отопление. Освободившееся помещение старого машинного отделения переоборудовали в два этажа. На первом сделали цех слесарей по ремонту оборудования, на втором - Красный уголок. Помню, стояла там одна гармошка, позднее был куплен приемник. Даже в обеденный перерыв успевали умельцы поиграть на гармони, остальные - потанцевать и поплясать, порой даже босиком. Площадь около этого места всегда была чисто выметена.
Литейка
Первое литейное производство в мастерской было начато в 1947 году. Отливали тогда чугунные болванки, которые нужны для изготовления де- талей при ремонте тракторов. Первая вагранка была установлена в маленьком медницком цехе, а формовку делали в кузнице, мастером там был Земляницин Василий Павлович. Позднее литейный цех был выстроен из самана в столбах на месте, где теперь склад материалов и краски. На задворках этого склада еще есть стены старого литейного цеха, где отливали сложные детали: шкив коленвала, шкивок вентилятора, корпус подшипника коленчатого вала и другие, которые я обрабатывала на большом станке "Комсомолец". Кроме того, я точила гильзы в блоки ЗИС-5 из тех снарядов, которым было не суждено взорваться и уничтожить все живое. Я точила и думала, как хорошо, что я их разрезаю на мирную продукцию. Позднее стали отливать ребристые трубы и корпуса гидронасосов Р-6, которые потом надолго вошли в наше производство.
Когда строили старый литейный цех, с ним одновременно выстроили склад запчастей и материалов. Из бревен к складу с одной стороны была пристроена столярка. Сначала здесь работал Халин Сергей Иванович, позднее, когда увеличился объем работ, Аксенов Валентин Яковлевич, Халин Кирилл Иванович. Они ремонтировали и изготавливали кабины ЗИС-5.
После директора т. Носова обязанности опять исполнял Лутошкин Николай Борисович. В 1952 году из города Ишима к нам был направлен Рязанов Михаил Васильевич, который проработал 2,5 года. По специальности он был литейщик. При этом директоре заметно направилось литейное производство. Сменил его Нохрин Степан Яковлевич, наш главный бухгалтер, который приехал после окончания техникума. Проработал он до осени 1955 года и перешел на работу главным инженером, а директором был назначен Никитин Михаил Александрович.
В 1955 году после окончания средней школы пришел на работу Жихарев Александр Николаевич. Сначала работал учеником токаря, затем токарем, мастером механического цеха, а после окончания ишимского техникума - рядовым электриком, мастером на электро- участке и главным энергетиком завода.
В этом же году пришел на работу Нохрин Владимир Ефимович, сначала учеником машиниста на локомобиль, затем трудился машинистом. Много лет Владимир Ефимович работал слесарем по ремонту оборудования, он лучше многих понимал и разбирался в технике. Любовь к ремеслу братьям Владимиру и Алексею привил отец Ефим Яковлевич, отдавший заводу 38 трудовых лет.
Омутинский авторемзавод
В октябре 1956 года на базе межрайонной мастерской Постановлением Совета Министров РСФСР был образован Омутинский Авторемонтный завод Госкомсельхозтехники РСФСР. Заводу были переданы старые примитивные производственные помещения общей площадью 820 квадратных метров со слабым техническим оборудованием. Парк металлорежущих станков составлял 26 единиц, кузнечно-прессовое оборудование - 6 единиц. Большинство станков и оборудования были устаревшей конструкции, часть из них имела предельный износ. В 1957 году на заводе работало 87 человек, из них 70 рабочих, 7 служащих и 10 инженерно-технических работников. Ни один из них не имел высшего образования. За 1957, первый год работы завода, выпуск всей валовой продукции составил 140,1 тыс. рублей.
В 1956 году юношей к нам пришел мастером моторного цеха Куюков Виталий Сергеевич, потом он занимал должность старшего мастера. На нашем заводе специалист был принят в ряды партии и не один раз избирался секретарем партийного бюро заводской парторганизации. Виталий Сергеевич активно принимал участие в общественной жизни коллектива. Когда был выстроен новый корпус авторемонтного цеха, он стал его начальником. Много труда и стараний было отдано за 26 лет работы коллективу этим замечательным человеком. К сожалению, рано недуг лишил его жизни.
В 1957 году начали ремонт автомашин ЗИС-5. Первую машину разбирал и собирал Гниденко Иван Евменович, прямо у стены мастерской, потому что была весна. В 1958 году начали пристраивать моторный цех, который был возведен за один год. Сейчас в этом помещении размещены: ремонт тормозных колодок, мелких узлов и деталей, дефектовка узлов и деталей шасси и двигателей.
Продолжение в следующем номере