Анна Бабурова вместе с супругом развивают семейное дело
В последние годы пред- приятия малого бизнеса неизбежно сталкиваются с возрастающей конкуренцией. Пришло время, когда крупные торговые сети заходят и в села, привлекая клиентов широким ассортиментом, доступными ценами на отдельные виды товаров. Многие индивидуальные предприниматели, не выдержав такого соседства, прекращают деятельность. Но есть и те, кто не сдается, несмотря на трудности, продолжает развивать свое дело.
Омутинский предприниматель Анна Бабурова занимается торговлей семнадцать лет. В советские годы продавцом работала ее мама. В детстве Аня любила играть у нее за прилавком, ставить на весы увесистые гирьки, рассматривать цветные упаковки и баночки. Старенькие мамины счеты, которым уже четыре десятка лет, теперь стали ее талисманом. Анна Михайловна использует их в работе и доверяет деревянным костяшкам больше, чем калькуляторам и компьютерным программам.
Вместе с мужем Михаилом Аркадьевичем они начинали бизнес с маленьких продуктовых павильонов. Затем купили недалеко от рыночной площади небольшое помещение, где разместился магазин смешанных товаров "Гармония". В 2008 году супруги построили капитальное здание для продуктового магазина "Ассорти". С тех пор у них появилось немало постоянных клиентов, которым они благодарны.
Чтобы побеседовать с Анной Михайловной, нам пришлось подождать, пока она обслужит покупателей. Один за другим они приходили за туниками, бриджами, одеялами...
- В магазине "Гармония" у нас все вещи из хлопчатобумажной ткани, - рассказала позже хозяйка. - Люди устали от синтетики и просят что-то приятное в носке. Полотенца, постельное белье, домашняя одежда, текстиль только российского производства.
Можно сказать, что мы предлагаем 1 000 мелочей. Хотели сначала отказаться от бытовой химии, но ее покупатели спрашивают. Есть те, кто ходит к нам за порошками, средствами для мытья посуды, кремами, декоративной косметикой. Говорят, что у нас есть то, чего не могут найти в других магазинах.
Работаем с заявками, персонально привозим для человека необходимый товар. Честно признаться, я сама не люблю ходить по магазинам. Мне удобнее делать покупки в одном месте и не тратить время. Предлагаем такой вариант и нашим клиентам.
- Как вам удалось удержаться на плаву, когда в районном центре открылось несколько сетевых магазинов? - интересуемся у Анны Михайловны.
- Да, выдержали, - с улыбкой отвечает она. - Хорошо, что работаем вдвоем с мужем. Все получилось, потому что мы поддерживаем друг друга.
- Тяжело было не в том, что появились большие магазины,- включился в разговор Михаил Аркадьевич. - Было неприятно, когда некоторые сельчане говорили с радостной искоркой в глазах: "Ну, сейчас вас задавят!" А это, наоборот, давало какой-то азарт. С другой стороны, отступать было некуда, хотелось сохранить семейный бизнес.
И Бабуровы засучили рукава. Взяли основную нагрузку на себя: Анна Михайловна трудится за товароведа и продавца, Михаил Аркадьевич - за водителя, по совместительству он слесарь, электромонтер и дворник.
- Стараемся ничего лишнего себе не позволять, - делится Анна Бабурова. - Основную часть заработанных средств вкладываем в товар. Чем лучше ассортимент, тем больше покупателей. Наценку делаем небольшую. К примеру, на хлеб, молоко - 10 процентов. Предлагаем товары на любой кошелек, и народ идет. Есть люди, особенно пенсионеры, которые посетят все магазины, сравнят цены и пойдут туда, где дешевле. Сейчас покупателя ничем не удивишь. Поэтому ориентируемся, прежде всего, на хорошее качество и местных производителей. Везу людям то, что сама люблю. Некоторые омутинцы приходят за определенными товарами: колбасой, копченой рыбой - юколой, кальмарами, овощами из Заводоуковской теплицы. У каждого свои предпочтения. Из-за конкуренции полностью отказались от водки и сигарет. Один покупатель удивился, не увидев этих товаров: "Вы что, не русские?!"
Своей особой фишкой Бабуровы считают кондитерскую продукцию. С курганскими производителями они сотрудничают более десяти лет. Свежие, нарядные торты, купленные в магазине "Ассорти", украсили не одно торжество. Мало кто знает, что вначале за ними приходилось ездить в Бердюжье и Ишим, но, чтобы порадовать покупателей, владельцы бизнеса не жалели трудов и шли на дополнительные затраты.
- Если ты не будешь вкладывать в бизнес средства и душу, вникать в каждую мелочь, толку не будет, - уверен Михаил Аркадьевич.- Мы не знаем, что будет завтра. Экономическая ситуация в стране сложная, поэтому нужно полагаться только на свои силы.
Даже в пандемию супружеская пара не теряет оптимизма. В прошлом году, когда в рамках ограничительных мер были объявлены нерабочие недели, они сделали ремонт в подсобном помещении и торговом зале магазина "Гармония". Бабуровы во всем ищут позитив, планируют и дальше развивать торговый бизнес. По их признанию, они двадцать четыре часа в сутки вместе и чувствуют себя комфортно. На этой неделе в семье намечается торжество - супружеская пара отметит 31-й год совместной жизни.
Анжелика Пайвина Фото Артура Саутиева