Родной завод - моя судьба

Из воспоминаний бывшей работницы Омутинского авторемонтного завода Серафимы Щамель

Шестидесятые

В 1962 году легендарный ЗИС-5 сменил ЗИС-355 с металлической штампованной кабиной и усовершенствованной конструкцией. Одновременно осваивался ремонт легковых машин ГАЗ-69. О многом мечтал директор Никитин Михаил Александрович. Он говорил, глядя в будущее, что будут построены новые большие цеха, кирпичная проходная, которая теперь есть.

После ухода на заслуженный отдых Михаила Александровича его сменил главный инженер Сомов Анатолий Степанович. За время работы этого руководителя был заложен фундамент литейного цеха, но достроить его он не успел, так как был уволен с завода. К слову, это по инициативе Сомова напротив старой конторы в 1963 году появился сад.

Литейщики в 1964 году перешли из старого саманного цеха в новый, с большей площадью. Строительство литейного цеха было закончено при директоре Куренкове Юрии Владимировиче.

В начале 60-х годов с развитием производства расширялись цеха, росло строительство жилой площади. На улице Луначарского построили еще два брусовых дома и одновременно стали возводить кирпичные и блочные двухэтажные дома. Каждый год сдавались один-два 16-квартирника.

Александр Федорович Пинигин

Увеличивалось и количество рабочих на заводе, возникла необходимость в строительстве детского садика на 50 мест. Вскоре он появился. Спустя некоторое время учреждение расширили, пристроив спальный зал. Первой заведующей была Васильева Анна Яковлевна, которая много сил отдала организации и благоустройству нашего первого детского сада.

Бригада моторного участка, 80-е годы

Весной 1965 года закончили строительство механического цеха. Он был оснащен новым парком металлорежущих станков и другим оборудованием. Здесь обрабатывали ребристые трубы, водопроводную фасонину, насосы Р-6 для машин технического обслуживания. Позднее стали изготавливать насосы СЦЛ. После снятия их с производства - гильзы блока ГАЗ-51. Одновременно с механическим цехом строили столярку и склад запасных частей.

В столярном цехе первой продукцией были складские контейнеры для запчастей. Сначала их делали деревянные, потом металлические. Завод от этой продукции имел большую прибыль, а следовательно, хорошие отчисления на капитальное строительство. Спустя год в столярном цехе и одной половине механического стали изготавливать водопроводные башни Рожновского. Затем установки У-203 - для наплавки пальцев гусениц.

В авторемонтном цехе ремонтировали автомашины ЗИС-355 и ГАЗ-69 в гораздо большем объеме, чем в первые годы образования завода. В 1966 году к старому корпусу мастерской пристроили помещение с южной стороны, площадью почти с этот корпус. Установили конвейеры и полным ходом начался ремонт автомашин и двигателей ГАЗ-51, ГАЗ-69 и ЗИЛ-355.

Новая продукция - автокраны

В 1968 году, когда была снята с производства установка У-203, заводу запланировали ремонт и изготовление автокранов АК-75В. С освоением новой продукции возникла необходимость строительства второго литейного цеха с большей площадью и увеличением объема работ, то есть производства корпусного литья. Разборка автокранов сначала производилась на улице, потом в недостроенном литейном цехе. Сварочные работы делали в столярном цехе, ремонт и сборку - во второй половине механического.

Новые крановые установки начали изготавливать в северной части автосборочного цеха. В августе 1968 года директор Куренков Юрий Владимирович был назначен в областное объединение "Сельхозтехника". Директором стал главный инженер Скоробогатов Анатолий Георгиевич. На его место пришел Каргапольцев Владимир Афанасьевич, который вскоре был направлен на работу в Омутинский совхоз директором. В 1970 году были построены и запущены в эксплуатацию литейный цех, гараж для автопарка, компрессорная.

В котельной установили два мощных паровых котла и большой двигатель "Шкода".

Автомашины ЗИЛ-355, ГАЗ-69 сняли с производства и довели план по освоению и ремонту новой марки автомашины ЗИЛ-130. Для их ремонта и вала выпускаемой продукции стала нужна большая рабочая площадь, а для коллектива - столовая. В начале 1969 года начали строить управление завода, столовую и авторемонтный цех. В 1973 - 1974 годах объекты запущены в эксплуатацию. В 1974 году выстроили современную котельную. В 1975 году было смонтировано ее сложное оборудование и установлены два мощных паровых котла, работающих на жидком топливе. Котельная обеспечивала теплом цеха завода, тепловой узел, конвейерные мойки, участок разборки, весь рабочий поселок, СПТУ-18, Сельхозтехнику, несколько частных и коммунальных домов.

Производство растет

В 1975 году главного инженера Иванова Анатолия Степановича назначили директором в тобольский "Авторемзавод". В феврале 1976 года Скоробогатов Анатолий Георгиевич переведен в областное объединение. Много знаний приобрел он за время работы на заводе. После окончания Челябинского сельхозинститута Анатолий Георгиевич начал работать главным механиком, затем главным инженером. После его ухода директором был Смирнов Владимир Платонович.

Расширение завода продолжалось. Строились крановый цех, жилые дома для рабочих на улицах Зятькова, Лесная и Аэродромная, было начато строительство цеха заготовок и деталей. Теперь крановый цех выстроен, ремонт и изготовление крановых установок АК-75В размещены в одном здании. В 1979 году наш коллектив опять переживал уход руководителя на другую работу.

Серафима Селифонтьевна Щамель перед пенсией

Директором был назначен Майер Альберт Романович, главным инженером - Моторин Леонид Александрович. В 1980 году были достроены цех заготовок, второе крыло кранового цеха, проходная. Открылся второй детский сад "Сказка" на 140 мест. Хороший коллектив подобрался в детсаду под руководством Самсоновой Лидии Ивановны. Большое им спасибо за воспитание наших детей. Многие из них, надеюсь, станут нашей заменой.

Учитывая ежегодный рост производства, увеличение численности рабочих и служащих, заводом уделяется большое внимание строительству жилья и культурно-бытовых объектов. За 26 лет существования не- мало было сделано. Вырос целый рабочий поселок: 2-й микрорайон, 11 двухэтажных домов по 16 квартир; 4 деревянных по улицам Терешковой и Луначарского; 11 двухквартирных по улицам Зятькова, Лесная и Аэродромная; цеха, столовая, актовый зал на 325 мест, детские сады на 50 и 140 мест.

Много на предприятии молодых рабочих. Им зеленая улица, пусть учатся, работают, дерзают и делают завод лучше. Пусть растет производство продукции и ее качество, будут просторнее и светлее цеха, оснащеннее рабочие места. Пусть не будет нужды в устройстве детей в детский сад, еще больше строится жилья для рабочих. Для этого нужно хорошо и честно трудиться. Руководить заводом доверено молодому директору Гебелю Ивану Николаевичу.

В добрый путь, дорогие товарищи! Живите, трудитесь и дополняйте историю своего завода.

Серафима Щамель, 1983 г. Фото из летописи предприятия 

Поделиться: