Каждый год пенсионерка Зоя Прокопьевна Пинигина начинает с двойного праздника. Новогоднее торжество плавно переходит в ее очередной день рождения. В 2022-м она отметила его в девяносто третий раз.
Школа ФЗО
За плечами ветерана войны долгая жизнь, богатая событиями и крутыми поворотами. Судьба преподнесла этой сильной женщине не только счастливые моменты, но и трудные испытания, и горькие потери. Зоя Матвеева была восьмым ребенком в простой крестьянской семье. Малышкой ее привезли из Упоровского района в село Ситниково, где родители обосновались на постоянное место жительства.
- Я не знаю, детство у меня было или нет, - говорит Зоя Прокопьевна. - Когда началась война, мне исполнилось 12 лет. Помню, учебный год в седьмом классе. Мы пришли с книжками, тетрадками, расселись за парты. Урок только начался, и тут в класс вошли двое незнакомых мужчин. Стали нас агитировать в школу ФЗО в городе Омске. Мы ничего толком понять не можем, притихли все. Так никто и не вызвался. Тогда один из чужаков пальцем стал указывать на подходящих ребят. И надо же было и мне попасть в эту партию! Страх был такой, что из памяти стерлось, как нас собирали, провожали. Поди ревели, как козлята, ведь из дома до этого никуда не уезжали.
В Омске подростков, собранных со всей округи, поселили в общежитии, которое размещалось в большом деревянном доме. В комнате, куда направили Зою, посередине была квадратная печь, выкрашенная черной краской, вокруг стояли кровати. Девочка сильно тосковала по дому, ночью плакала в подушку. Многое казалось ей непривычным и пугающим. Например, поражало, что уже в то время некоторые девочки курили и предлагали другим папиросы.
В школе ФЗО регулярно проходили занятия. Ребят в ускоренном темпе обучали на слесарей, им предстояло трудиться на железной дороге. Через несколько месяцев тринадцатилетние девчонки и мальчишки колесили на поездах от Свердловска до Омска. Они на ходу набирались опыта в профессии и взрослели под стук колес. Зоя Прокопьевна до сих пор помнит сильные морозы и снегопады военной поры, как приходилось расчищать заметенные сугробами железнодорожные пути, ездить в любую погоду на подножках вагонов. В свободное время девчата любили постоять на платформе, глазели, как мимо проходят составы с тщательно замаскированной военной техникой, "махали солдатикам", отправлявшимся на фронт.
Мы сватов не звали
После окончания войны Зоя вернулась в Ситниково совсем городской девчонкой. Она давно отрезала длинную косу и сделала модную прическу - густые локоны теперь свободно спадали по плечам. У Зои было большое желание продолжить учиться, но нужно было зарабатывать на жизнь, помогать постаревшим родителям. Девушка устроилась аппаратчиком вакуумного насоса на Ситниковский молочно-консервный комбинат. Днем она варила сгущенку, а по вечерам бегала с подружками в деревенский клуб на танцы или в кино. Здесь ее и приметил бывший фронтовик Сергей Никандрович Пинигин. В свои двадцать четыре года парень побывал в пекле страшных боев, был тяжело ранен. Весть о победе застала солдата в госпитале. В 1945 году Сергей демобилизовался. Участника войны, подорвавшего здоровье в борьбе с фашистскими захватчиками, определили на легкую работу - в инструменталку Ситниковской МТС, выдавать запчасти.
- Как мы с мужем познакомились, обхохотаться можно, - рассказывает Зоя Прокопьевна. - Пришли мы как-то на танцы. Из музыки в клубе только баян, брат и сестра с Дмитриевки тогда играли. Раньше еще была популярная игра "Почта".
Каждому прикреплялись номерочки, и почтальон разносил записки. И вот кто-то пишет мне послание: "Разрешите сегодня проводить вас до дома". Девчонки помогли выяснить, от кого приглашение. Говорят: "Вон мужик в шинели сидит". Я ему пишу записку: "Дяденька, иди домой, тебя жена ждет, дети плачут". Он ничего не ответил. Когда клуб закрыли, молодежь, как обычно, гурьбой пошла по нашей улице Чапаева. И Сергей с нами. Оказалось, что он снимал квартиру здесь же неподалеку. Так все вместе разговорились и познакомились. Ни о каких ухаживаниях и речи больше не было.
Каково же было удивление Зои и ее семьи, когда Сергей пришел к ней свататься.
- Жених, сваты сидят, а за мной два моих товарища пришли, два Сашки - Шустов и Чухонцев. Вызвали меня и говорят: "Ну че сидишь, пошли в клуб". Я быстро собралась и полетели, а гости так и остались ни с чем.
Зоя явно дала понять, что замуж не спешит, но Сергей оказался не робкого десятка. Ему хватило терпения через день ходить свататься к упрямой девчонке, которая запала ему в сердце. Только на шестой раз, после увещевания старших, Зоя согласилась расписаться.
- Не было у нас ни цветов, ни красивых слов, ни посиделок наедине, - вспоминает Зоя Прокопьевна. - Просто пошли в Омутинку регистрироваться, автобусов в то время еще не было. Честно говоря, я вообще не понимала, что делаю, зачем иду. Мне кажется, за те четыре - пять лет, которые мы проболтались по поездам, я что-то потеряла из детства, не осознавала, как важна семья.
Стерпится - слюбится
После регистрации Сергей перебрался в дом жены. Молодость брала свое. После трудового дня молодожены часто ходили в клуб и были больше похожи на парочку, которая только начинает дружить и испытывать теплые чувства друг к другу. Шли годы, а вместе с ними крепли отношения и любовь супругов. Сергей Никандрович оказался хорошим человеком - умным, спокойным, замечательным отцом. В советское время он был депутатом сельского совета, трудился механиком на ферме деревни Кашевская, а затем преподавателем сельхозмашин в омутинской школе. Вместе они прожили душу в душу более тридцати лет. В семье родились дочь Валентина и два сына Александр и Владимир.
Зоя Прокопьевна во всем поддерживала мужа, спрашивала его совета. Заботливая жена и мать старалась делать все для благополучия родных. За свою трудовую биографию она успела поработать в районной аптеке, на пекарне, более двадцати лет трудилась продавцом в раймаге, откуда с почестями ушла на заслуженный отдых.
Не гоняйся за мной, старость
О былых временах Зое Прокопьевне напоминают старые семейные фотографии, портреты с Доски почета, а также многочисленные почетные грамоты, благодарности, юбилейные награды и заслуженная медаль "Ветеран труда". Все это она бережно хранит в своем домашнем архиве. Но жить прошлым это не в ее характере. Пенсия для Зои Прокопьевны не повод сидеть сложа руки. Не один десяток лет она пела в хоре "Ветеран". Труженица тыла побывала на встрече с губернатором области, посвященной Дню Победы. Много лет одним из ее любимых занятий было вязание. Не так давно у пенсионерки появилось еще одно увлечение - она начала писать стихи, в которых выражает свои мысли и переживания. "Не гоняйся за мной, злая старость, не тревожь ты меня, мой покой. Сколько годиков жить мне осталось, их хочу я прожить молодой…" - говорится в одном из ее стихотворений.
Анжелика Пайвина Фото Артура Саутиева