Процедура проведения медико-социальной экспертизы стала более удобной
С 1 июля прошлого года действуют новые правила проведения медико-социальной экспертизы с целью установления инвалидности, а также разработки индивидуальной программы реабилитации и абилитации (ИПРА). О введенных изменениях мы побеседовали с руководителем - главным экспертом по МСЭ ФКУ "Главное бюро МСЭ по Тюменской области" Минтруда России Надеждой Ольковой.
- Надежда Витальевна, расскажите об изменениях в порядке установления инвалидности, который действует в настоящий момент.
- В период пандемии был введен Временный порядок проведения медико-социальной экспертизы с целью установления инвалидности гражданам. Согласно ему несколько раз осуществлялось автоматическое продление ранее установленной инвалидности на пол- года, а медико-социальная экспертиза с целью установления инвалидности и разработки индивидуальной программы реабилитации и абилитации проводилась в заочном формате - на основании представленных документов.
С 1 июля 2022 года автоматическое продление уже не проводится. Гражданину предоставляется возможность самому решать, как он будет проходить МСЭ. Можно выбрать очную экспертизу, то есть приехать на освидетельствование самому. Это позволит более детально объяснить врачам-экспертам свою ситуацию, озвучить пожелания по поводу технических средств реабилитации. А можно сделать все заочно. В этом случае личное присутствие не требуется. Однако заочная экспертиза невозможна, если вам требуется обследование на специальном диагностическом оборудовании, которое имеется только в Главном бюро МСЭ; при несоответствии между данными исследований и заключениями специалистов медицинских учреждений или когда нет возможности удостовериться в полноте сведений, содержащихся в документах.
- Если человеку необходима очная экспертиза, а он не может выехать в бюро МСЭ по состоянию здоровья. Как ему поступить?
- В случаях, когда гражданин не может посетить бюро по медицинским показаниям и это подтверждается документами от лечебного учреждения, проводятся выездные экспертизы, то есть наши специалисты выезжают на дом к обратившемуся.
- Каким образом можно получить направление на медико-социальную экспертизу?
- Чтобы получить направление на МСЭ, как и прежде, нужно обратиться к своему лечащему врачу. Он выдаст список необходимых анализов, обследований и направит к другим медицинским специалистам для получения заключений. У каждого гражданина этот список отличается и зависит от заболевания. После того как все заключения будут получены и обследования пройдены - лечащий доктор передаст пакет документов на рассмотрение Врачебной комиссии Областной больницы № 11, которая примет решение о целесообразности направления гражданина на МСЭ. На этом этапе гражданин оформляет официальное согласие на про- хождение медико-социальной экспертизы, может выбрать предпочтительную форму проведения МСЭ, указать актуальные паспортные данные.
- Как поступить, если гражданин не согласен с вынесенным решением?
- Если гражданину будет отказано в направлении документов на МСЭ, то в случае несогласия с решением Врачебной комиссии он имеет право написать жалобу в Департамент здравоохранения Тюменской области. До 1 июля 2022 года при получении отказа можно было самостоятельно принести пакет документов в Главное бюро МСЭ по Тюменской области для проведения экспертизы, но сейчас так делать нельзя. Все документы поступают напрямую от поликлиник или больниц области в электронном виде.
- Имеется ли возможность оперативно получать информацию от бюро МСЭ, следить за рассмотрением своего вопроса?
- Как только документы поступят в Главное бюро МСЭ по Тюменской области, гражданин получит уведомление по телефону или смс о регистрации направления на медико-социальную экспертизу, а затем заказным письмом о дате, времени и, в случае очных экспертиз, месте проведения МСЭ. Если направление будет возвращено в медицинскую организацию по причине прохождения не всех обследований, необходимых для проведения МСЭ, гражданину также придет уведомление заказным письмом. Тогда надо обратиться в поликлинику для проведения необходимых обследований.
- Что делать после получения справки об инвалидности?
- Со справкой об инвалидности необходимо обратиться в МФЦ, чтобы подать сведения в Социальный фонд о номере банковской карты для перечисления средств, написать заявление на технические средства реабилитации или в другие ведомства для получения льгот, выплат и услуг по реабилитации.
Документы по результатам медико-социальной экспертизы гражданин может увидеть и в своем Личном кабинете на сайте Федерального реестра инвалидов (sfri.ru) и на портале Госуслуг. Хочу отметить, что в целом процедура проведения МСЭ стала более удобной и комфортной. ИПРА формируется как в форме электронного документа, так и в бумажном варианте, который выдается вместе со справкой об инвалидности. Если экспертиза заочная, то вместе с документами заказным почтовым отправлением высылается и пояснительное письмо.
- Надежда Витальевна, спасибо за беседу.
Очные медико-социальные экспертизы (с личным присутствием) жители Омутинского района проходят в Главном бюро МСЭ по Тюменской области в Ялуторовске (бюро № 13, г. Ялуторовск, ул. К.Маркса, 1). Больные офтальмологического профиля - только в бюро в Тюмени. Заочные экспертизы (по представленным документам) могут быть проведены в любом бюро Главного бюро МСЭ по Тюменской области.
Если гражданин не согласен с решением бюро, он может в месячный срок со дня получения результатов МСЭ подать заявление на обжалование. Сделать это можно лично в бюро, заполнив специальную форму, на портале Госуслуг или отправить по почте в Главное бюро МСЭ по Тюменской области.
Беседовала Анжелика Пайвина