Иду в бой за советскую Родину

Письма с фронта как бесценную реликвию хранят в семье Тамары Федоровны Ванюковой. Они отправлены в сибирское село 80 лет назад. В каждом - своя история. Ровные строчки, написанные чернилами или простым карандашом, - как нити памяти о военном времени, которое забыть невозможно, о самых близких людях, кто, шагая на Запад, бил вероломного врага, скучал по дому и верил в Победу.

Долгожданная Победа. Многие с наградами, обстановка торжественная, Петр Епрев первый слева во втором ряду

Родители

- Мы - счастливая семья, наши вернулись с фронта живыми и здоровыми, - улыбаясь, говорит жительница села Омутинского Тамара Федоровна Ванюкова.

Наши - это ее отец Епрев Федор Григорьевич и родной брат Епрев Петр Федорович.

Отец Тамары Федоровны был человеком грамотным, к тому же партийным. Хотя он окончил всего четыре класса церковно-приходской школы, помогал детям решать задачи по математике до седьмого класса. Его супруга Серафима Ивановна была женщиной необразованной, искренне верила в Бога.

- На этой разности во взглядах между родителями иногда возникали противоречия. Мама всегда старалась выключать радио, ей не нравилось, что мы его слушаем. Папа, наоборот, защищал нас и хотел, чтобы мы, его семеро детей, выросли знающими, воспитанными людьми. Несмотря на подобные размолвки, родители все равно находили общий язык, потому что у папы к маме была большая любовь, - вспоминает моя собеседница.

Когда Федор Григорьевич вместе с сыном Петей летом 1941 года, как и весь советский народ, встали на защиту Родины, Серафима Ивановна была беременной, вскоре на свет появился сын Михаил. Женщина переживала в тылу военное лихолетье, с пятерыми ребятишками на руках. Тогда никто не знал, что Великая Отечественная война станет самой страшной, кровопролитной и разрушительной.

Старший брат

Петр был старшим ребенком в семье Епревых. Он родился в 1923 году. По словам Тамары Федоровны, брат был уравновешенным, внимательным, заботливым, любознательным. Старался много читать, тянулся к учебе, хотел все знать. Работать пошел рано, родителям требовалась помощь. В семье было много детей - Нюрочка и Шурочка, которые впоследствии умерли, не дожив даже до пяти лет; сестры Валя, Галя, Тоня и Томочка. Петр считал своим долгом заботиться о младших.

Эта фотография Петра Федоровича Епрева послевоенных лет. На правой стороне груди - два ордена Красной Звезды. Первым его наградили в 20 лет

Письма издалека

- Хорошо, что Петя пунктуальный был: всегда указывал в письмах число, месяц и год. Видите, сентябрь сорок четвертого, а это октябрем датировано, - бережно, по очереди беря в руки разрозненные листы, показывает фронтовые письма брата Тамара Федоровна. - Они сохранились благодаря нашей маме Серафиме Ивановне, очень дороги ей были. Несмотря на то что Петр ушел на фронт совсем юным, не стеснялся и с гордостью писал в военных треугольниках слова Отчизна, Родина, придавая им особый смысл.

Тамара Федоровна зачитывает отрывки из военных писем брата.

9 июня 1944 год

"Дорогие родные, получил от вас письмо, за которое благодарю. Узнал, что Тоня, Тома и Миша сильно болеют. Ну, конечно, выздоровеют. Пару слов о себе. Сейчас на нашем участке затишье, погода стоит хорошая, солнечная, жаркие дни. Ходил на речку купаться. Вчера за прошедшие бои получил правительственную награду - орден Красной Звезды. В скором будущем вступим в решающие бои, когда вместе с нашими союзниками положим конец немецким бандам и уничтожим их навсегда. А пока пожелаю вам здоровья и хорошей жизни. С приветом, ваш сын Петр". В этом же письме солдат интересовался своими земляками, друзьями - Толей Непомнящих, Михаилом Путинцевым, Павликом Сметаниным. А еще спрашивал про Асю Босинзон, к которой испытывал нежные чувства.

- Знаете, он у нас влюбчивый был. На фронте чуть не женился на партизаночке. В письме даже об этом писал родителям и спрашивал совета, как ему быть. В итоге после войны взял в жены омутинскую девушку Галю Елфимову, - вспоминает Тамара Федоровна и подает читать другое письмо.

24 мая 1944 год

"Рогозин Семен выбыл в госпиталь. Еще встретил близкого земляка из Романовки. Папа, напиши, получили или нет по аттестату деньги. Если не получаете, то сходите в райвоенкомат. А пока все, до свиданья! Остаюсь жив, здоров, чего и вам желаю. Сын Петр. Жду ваших писем".

- Петя неленивый был. Отправлял о себе весточки часто. Мы тоже все строчили на фронт, - рассказывает Тамара Федоровна. - Однажды он враз получил от нас семь писем!

24 августа 1944 год

"Хочу написать и порадовать вас своими боевыми успехами. Несколько дней назад наша часть выбила немцев из ряда населенных пунктов, противник оказывал упорное сопротивление, цепляясь за каждую пядь советской земли. Но они не могли сломить силу воли наших бойцов и офицеров и были вынуждены отступить. После чего немцы стали готовиться к контрнаступлению, чтобы восстановить положение. В этот день немцы предприняли три ожесточенные контратаки. Но все они были отбиты с большими потерями для противника".

"Сообщаю, что я жив и здоров. С каждым днем все удаляюсь от вас на Запад и приближаюсь к границам фашистской Германии. Писать пока больше нечего и некогда. Жду ответа. А сейчас иду в бой за нашу советскую Родину".

18 сентября 1944 год

В письме из госпиталя Петр Федорович сообщал:

"Нахожусь в госпитале, по случаю ранения, в городе Пскове. Прошу не заботиться, ранение не тяжелое. Так что вскоре придется встретиться с товарищами, с которыми воевал больше 22 месяцев, не отлучаясь из части никуда. Письма пока не пишите, а то, быть может, куда-либо придется ехать в другое место. Передайте по привету всем родным".

11 октября 1944 год

"Спешу вас уведомить, что здоровье мое поправляется. Очень хочется на фронт. В общем, постараюсь быстрее уехать и помочь друзьям по оружию в деле разгрома немецкой армии. Когда поеду, напишу письмо о своем отъезде. Еще высылаю три маленьких фото, вскоре пришлю во весь рост. А пока до свиданья. Ваш сын Петр".

На каждом письме ставился чернильно-синий штамп «Просмотрено военной цензурой»

Победа

Тамара Федоровна Ванюкова вспоминает, что мама, когда узнала о конце войны, чуть с ума не сошла. От радости.

- Помню, по улице Береговой жила тетя Тася Фролова. А наш дом был по Советской. Прибежала она к нам с палкой и застучала по окну. Кричит: "Серафима, война кончилась!" Мама возле печки стояла. Она, как услышала новость, пошла плясать вместе с ухватом, - рассказывает собеседница. При этом женщина била ухватом в пол. Да так яростно, будто каждым его ударом хотела вколотить в деревянные доски слово Победа, и громко хохотала при этом. Ее старшая дочь Валентина в какой-то момент по глазам матери поняла, что от неистовой радости до безумства осталось мгновение, и окатила ее холодной водой. Только тогда Серафима остановилась в безудержном смехе, села на голбчик и заплакала.

После войны

После окончания Великой Отечественной войны в звании старшего лейтенанта Петр Епрев, как многие фронтовики того времени, остался служить в рядах Советской армии в Прибалтике.

Поскольку до этого времени Петр Федорович был военнослужащим, он имел денежный аттестат, согласно которому в Вооруженных Силах СССР удостоверялось право военнослужащего на получение денежного и вещевого довольствия. Хотя Петр окончил только семь классов, но во многом благодаря материальной поддержке старшего брата после войны все дети Епревых выучились и получили образование. Он говорил им: "Учитесь за себя и за меня".

Демобилизовался военнослужащий Епрев только в 1956 году. Вместе с женой и тремя детьми переехал в Караганду. Там и прожил до конца своих дней. Любил, когда из Омутинки родные привозили домашнюю картошку и соленые грузди.

Тамара Федоровна рассказывает, что их фронтовики прожили долгую жизнь - брат Петр умер на 83-м году жизни, отца Федора Григорьевича не стало в 88 лет. Она бережно хранит воспоминания о каждом, кто приближал Победу и мечтал о скорой встрече с родными.

Марина Никонорова Фото из семейного альбома Т. Ф. Ванюковой

Поделиться: