09 мая 2025, 07:00

Не подвёл сибирский характер

Участник Великой Отечественной войны Федор Басов (справа) с товарищем по службе, послевоенные годы

Жительница села Омутинского Нина Федоровна Некрасова с нетерпением ждет 9 мая, и не только потому, что в этот день она отмечает свой день рождения. Ее появление на свет, в 1951 году, стало подарком ко Дню Победы для отца - Федора Игнатьевича Басова - участника Великой Отечественной войны, прошедшего огонь сражений и гнет фашистского плена. В этом году дочь с гордостью понесет его портрет в рядах Бессмертного полка, который пройдет по улицам районного центра.

Двадцатилетним парнем Федора призвали в ряды Красной Армии. С сентября 1939 года была введена всеобщая воинская обязанность. По новому закону призывной возраст снизили с 21 до 19 лет. Службу боец проходил в городе Сарапуле Удмуртской республики. Когда началась Великая Отечественная война сибиряк был направлен на фронт в качестве снайпера. Шли кровопролитные бои. Наши части несли большие потери, но не отдавали без сопротивления ни пяди родной земли. У красноармейцев не хватало оружия, даже снайперам на четверых выдавали по одной винтовке. Но враг не мог сломить мужество советских бойцов, проявлявших чудеса стойкости и отваги. 26 июня 1941 года, в свой день рождения, Федор получил ранение в ногу. Пуля прошла навылет, и раненый смог доползти до воронки от снаряда. Мимо проходили немцы. Федор притворился мертвым, но один из фашистов пнул его по голове, чтобы убедиться - жив ли иван. Напоминанием о той страшной минуте у фронтовика на голове остался шрам от вражеского сапога.

Федору Басову повезло, немцы подумали, что он мертв. Ночью истекающего кровью бойца нашли две литовские женщины. Они спрятали его у себя в амбаре, накормили, обработали раны. На следующий день, во время облавы, солдаты обнаружили раненого. Одна из женщин, рискуя быть расстрелянной, сказала, что это ее муж, но немцы не поверили: "Стриженный, значит, русский солдат" и увезли пленного в госпиталь, расположенный в городе Каунасе (Литва).

Федора лечили немецкий и литовские врачи, нога загноилась. Одна из санитарок, срывая на перевязке прилипшие бинты, с издевкой кричала: "Сталину капут!" В ране завелись белые черви. Увидев это, хирург уверил: "Русский, жить будешь!" Черви съели весь гной, рана очистилась и начала затягиваться.

После госпиталя Федора Игнатьевича поместили в лагерь под названием "Гетто". Через некоторое время, из-за того, что он был слаб и не мог работать, нацисты отдали его и еще четырех пленных литовскому фермеру. Среди них был москвич, непривычный к физическому труду, его вскоре вернули обратно.

Хозяин относился к пленным хорошо. Работники спали на сеновале. Федор пас овец, пока не набрался сил и не окреп. Потом косил траву, копал землю. Когда советские войска начали теснить немцев, всех военнопленных стали угонять в Германию. Фермер предупредил работников, и они заранее спрятались в лесу. В это время он напоил немцев, те так наугощались, что забыли, зачем приехали, и убрались восвояси без пленных.

В следующий раз хозяину пригрозили: "Не отдашь работников, заберем твою семью!" Со слезами на глазах он был вынужден подчиниться. Пленных практически без еды и питья везли на поезде, ослабевших на остановках безжалостно расстреливали. По прибытии к месту заключения Федор Игнатьевич тоже не мог идти, его посадили на пень. Он думал, что его минуты сочтены, сейчас прозвучит автоматный выстрел. Но снова повезло, в толпе завязалась драка, и охранники отвлеклись. Другие пленные подхватили его под руки и утащили в барак. Позже Федора Басова определили в шахту неподалеку от реки Эльбы. Условия там были очень суровые: тяжелая работа, сырость, холод, болезни. В день давали один кусок хлеба, из одежды только хлопчатобумажный, полосатый костюм. Охранники кидали изможденным пленным объедки. Куриные кости и корки хлеба не дали умереть.

Долгожданная свобода пришла в 1945 году. С какой радостью встречали русских солдат фашистские узники! А потом были допросы в шестнадцати особых отделах НКВД, где боец доказал, что он не изменял Родине и не сам сдался в плен. В мирное время, вспоминая о пережитых в неволе тяготах и унижениях, он иногда в сердцах говорил: "Лучше бы меня убило в первом бою!" На память о годах плена у него осталась обшарпанная ложка, которой он ел до конца своих дней.

После окончания войны Федора Басова сразу зачислили в Красную Армию. Он дослужил положенные полгода и в 1946-м демобилизовался. До этого времени родственники думали, что солдат погиб на войне. Фронтовик награжден орденом Отечественной войны и юбилейными медалями.

Федор Игнатьевич всю жизнь добросовестно трудился в колхозе, пользовался уважением односельчан. Вместе с женой Клавдией они вырастили трех дочерей, безмерно любили своих внуков. Ветеран ушел из жизни в возрасте 85 лет. Память о нем сегодня свято хранят его дети, внуки и правнуки.

Анжелика ПАЙВИНА Фото из семейного альбома

Поделиться: