Каншаим и Кабдульван Жакеновы спустя 47 лет остаются друг для друга надежной поддержкой

Каншаим и Кабдульван Жакеновы из села Южно-Плетнево вместе 47 лет. Их история - путь, наполненный трудом, испытаниями, радостями и верностью семейным традициям.
Кабдульван родился на выпасах Кзыл-Ту, в многодетной семье, где росло восемь детей. Он, третий ребенок, с ранних лет был знаком с работой взрослых - осваивал азы скотоводства, ухаживал за овцами и лошадьми. В школу ездил на лошади в село Вагай. В 1973 году юношу призвали в армию. Служил во Владивостоке, в Военно-морском флоте. После демобилизации вернулся домой и устроился работать водителем в совхоз "Горьковский".
Будущую жену юноша встретил в канун новогодних праздников, когда семья уже жила в Червянке. В гости к его сестре приехала подруга. В то время они вместе учились в Голышмановском педучилище. Каншаим сразу приглянулась Кабдульвану. Он начал за ней ухаживать: провожал до поезда, встречал с автобуса, дарил ромашки.
Вскоре, следуя казахским традициям, многочисленные родственники отправились в село Опеновка Ишимского района просить руки девушки. Каншаим в семье из пятерых детей была старшей.
- Родители сразу дали согласие, - рассказывает Кабдульван. - Без калыма за невесту, конечно, не обошлось. Так велит обычай.
За приданым ездили на грузовике. Родители приготовили для семейной жизни дочери матрасы, ковры, подушки, постельное белье и многое другое.
Расписались молодые 11 февраля. Свадьбу по казахским традициям сыграли в июне. На торжество с шумным, веселым застольем собралось больше ста гостей. С тех пор Каншаим и Кабдульван вместе.
За годы совместной жизни Жакеновы пережили и радости, и испытания. Молодая жена сначала работала библиотекарем в Червянской библиотеке, после открытия детского сада - воспитателем. В Червянке семья прожила до 1990 года. Совхоз развалился, садик закрылся - супруги остались без работы. Жакеновы решились на переезд. Немного пожив в Ишимском районе, они почувствовали тоску по родному месту.
- Хоть я родом из Ишимского района, всегда говорю родственникам, что краше омутинской земли не сыскать, - признается супруга. - Здесь люди душевнее, внимательнее, что ли…
В перестроечные времена потянуло нас назад, Жакеновы приехали в деревню Тетеркина, где жила родная сестра Кабдульвана. Она и позвала молодых. Супруг устроился в совхоз "Журавлевский" сначала скотником, затем заготовителем. Беда пришла откуда не ждали: Кабдульвана укусил клещ, и мужчина заболел энцефалитом. Супруги преодолели недуг, но из-за пошатнувшегося здоровья муж не смог вернуться к прежней работе.
В Тетеркина семья прожила семь лет. Когда деревня стала пустеть, Каншаим и Кабдульван вновь встали перед выбором. В итоге они купили дом в Южно-Плетнево, решив обосноваться там окончательно. К тому же детям нужна была школа ближе к дому.
Кабдульван оформил группу инвалидности. По возможности продолжал подрабатывать. Каншаим трудилась продавцом. К сожалению, в 1998 году в дом вновь постучалось несчастье. Кабдульван попал в аварию: лошадь выскочила ночью на дорогу и столкнулась с автомобилем. Супруг получил серьезные травмы. Месяцы лечения и реабилитации не сломили Жакеновых. Наоборот, укрепили их отношения.
В семье всегда вели хозяйство: овцы, козы, больше десятка лошадей. В тяжелые времена личное подворье помогало выживать. В совхозе денег не платили. Каншаим, бывало, начешет козьего пуха, навяжет варежки, носки, шали, а Кабдульван съездит в Омутинку и обменяет их на продукты.
Сейчас Каншаим, как и в молодости, ловко орудует спицами. Большого хозяйства уже нет, держат только козу ради пуха. Женщина вяжет носки, варежки детям и внукам, вкладывая в каждую петельку частичку своей любви. Ее теплые изделия дарят тепло не только родным, но и давним покупателям.
В этом году Кабдульван отметил 70-летие. Для него и Каншаим самым большим подарком стало то, что дети и внуки собрались за семейным столом.
У Жакеновых четверо детей: дочери Алтынай, Гульнар, Карлыгаш и сын Серэкбай. Как положено у казахов, имена им давали старшие родственники. Алтынай жила с бабушкой и дедушкой по древней традиции "Бауырына салу", когда первенца отдают на воспитание старшим, чтобы перенять их мудрость и опыт.
- Раньше детям к родителям нельзя было даже подходить, - вспоминают Жакеновы. - Они должны были быть только около бабушек и дедушек. Хорошо, что сейчас эта традиция ушла в прошлое. Теперь ребятня может насладиться родительской любовью вдоволь.
Алтынай и Карлыгаш обосновались в Тюмени. Гульнар вернулась в родное село, они с мужем ведут хозяйство. Свежее мясо, парное молоко, густые сливки - все это с любовью доставляется к столу мамы и папы. Сын Серэкбай, в силу здоровья, остается под родительским кровом и окружен их заботой.
Дом Жакеновых всегда полон гостей. Здесь чтут обычаи предков, щедро накрывая дастархан: баурсаки, барамыши, шелпеки - национальные блюда казахской кухни в изобилии.
- Барамыши - это жареные пирожки с крученым отварным мясом, - поясняет Каншаим. - А шелпек - казахские лепешки. По пятницам обязательно в доме казахов должно пахнуть маслом, поэтому рано встаем, жарим традиционные блюда и делаем различную стряпню.
Семья следует и другим традициям. В Рамазан казахи постятся, а после наступает Ураза-байрам.
- Это как у православных Пасха, - уточняют собеседники. - У нас родителей уже нет, теперь мы старшие, по обычаю все съезжаются к нам. Женщины, даже маленькие внучки, обязательно надевают платки, отдавая дань уважения старшим.
Ержан - пока единственный внук среди шестерых внучек. Он часто навещает бабушку и дедушку. По пятницам мальчик читает намаз. Они общаются в основном на русском языке, но знают и родной казахский.
Сегодня Жакеновы живут тихо и счастливо. Супруги остаются примером любви и уважения: до сих пор он называет жену "золотце", а она, как положено называть старших - по имени и отчеству, только ласково и почти по-русски, обращается к мужу - "Виналий Иванович". Семья живет в предвкушении свадьбы старшей внучки. На этой церемонии, словно повторяя историю 47-летней давности, супруги Жакеновы вновь предстанут вместе.
Татьяна НЕКРАСОВА Фото автора